Скоростной трамвай Алматы
4. Надежды и разочарования
Целый ряд градостроительных решений был принят с расчетом на появление скоростного трамвая, способного перевозить большое количество людей за короткое время. Среди них появление центра притяжения «Алматы Арена», крупных микрорайонов вокруг нее и проект создания там индустриальной зоны. Летом 2020 года мы опросили более 300 жителей этих жилых массивов, чтобы узнать их транспортные предпочтения. Около трети из ответивших отметили, что, принимая решение о покупке жилья здесь, они рассчитывали на появление в районе скоростного трамвая. Как выяснилось, более 80% респондентов каждый день выезжают из района (диаграмма). 88% респондентов используют общественный транспорт каждый день или несколько раз в неделю. Главные точки назначения – центр города, район Сайрана или Саяхата, то есть именно те узлы, которые должна соединить уже спроектированная первая линия ЛРТ. 88% всех респондентов тратят на дорогу час и более. Лишь 8% ответивших удовлетворены работой общественного транспорта. 98% респондентов стали бы использовать общественный транспорт чаще, если бы он был быстрее, комфортнее и безопаснее и 89% ждут появления в районе ЛРТ.
Но самые интересные данные, как всегда, в разрезах.
Более 70% выезжающих из своего района ежедневно, использует для этого общественный транспорт; порядка 18% каждый день использует автомобиль, что и приводят к хроническим заторам по ведущим в район Алматы Арена улицам. Более 85% автовладельцев тратят час и более на одну поездку. 93% респондентов, которые пользуются автобусами каждый день или несколько раз в неделю, проводят в пути более часа за каждую поездку. Неудивительно, что почти столько же жителей из этой группы недовольны услугами общественного транспорта в районе. 84% жителей района, которые приобретали жилье здесь с расчетом на появление в районе ветки ЛРТ (это почти треть всех ответивших на анкету; еще 44% получили квартиры по социальным программам), вынуждены проводить в пути час и более.