В стране сохраняется печальная статистика смертности в результате ДТП: ежегодно на дорогах Казахстана гибнет более двух тысяч человек, а более 19 тысяч получают различные травмы. Главная причина детской смертности в возрасте до 18 лет в Казахстане – это смерть в ДТП. Если сопоставить количество погибших в ДТП детей за год с общим количеством погибших в ДТП, можно убедиться, что примерно 10% от общего количества жертв – это дети.
Почему дети настолько уязвимы на дорогах?
- У детей еще не сформирована сложная сенсомоторная реакция – то есть реакция в ситуациях, к которым человек не подготовлен заранее, и в которых он должен сделать выбор нужного ответа из ряда возможных. Сенсомоторная реакция формируется у человека до возраста 21-25 лет. Из за того, что сенсомоторная реакция детского организма не сформирована, дети зачастую могут реагировать на опасности неадекватно: например, видеть, что на них на пешеходном переходе несется автомобиль и побежать ему навстречу или побежать назад, замереть.
- Угол обзора пространства у ребенка намного ниже. Ребенок физически меньше, чем взрослый, у него нет возможности видеть пространство и перспективу дороги. Дети при переходе дороги видят пространство на уровне бамперов, кроме того, их также могут не заметить водители. Зачастую дети попадают в слепую зону движущегося автомобиля.
- При столкновении ребенка с транспортным средством удар приходится на все жизненно важные органы сразу.
- Водители зачастую не используют специальные автокресла при перевозке детей.
- Дети до 10 лет обычно плохо разбираются в знаках дорожного движения, их понимание правил дорожного движения носит фрагментарный характер.
- Дорожная инфраструктура Республики Казахстан не учитывает особенности восприятия мира ребенка. Проектируемая среда ориентируется на потребности взрослых людей, преимущественно мужчин-автомобилистов, не учитывая потребности пешеходов, маломобильных людей или уязвимых участников дорожного движения, таких как дети-пешеходы.
Дети являются самыми уязвимыми участниками дорожного движения, поэтому очень важно, чтобы они могли безошибочно ориентироваться в пространстве, а траектории детских пеших маршрутов и районы школ были наиболее продуманными с точки зрения дорожной безопасности.
По данным руководства CAREC по инженерному обеспечению безопасности дорожного движения «Безопасность пешеходов» от 2021 года, дети в два раза чаще попадают в ДТП по дороге из школы домой, чем по дороге в школу.