Проект
Повышение
дружественности улиц Алматы
к детям
В феврале 2019 года Urban Forum Kazakhstan запустил проект с вовлечением школьников: вместе с учениками лицея №71 мы исследуем школьные окрестности и изучаем дружественность среды нецентрального района «Алматы-1» к детям. Проект-исследование реализуется при поддержке Chevron.

Приглашенным экспертом проекта выступает архитектор Алтынай Иманбекова.

Каждую неделю проходят встречи с детьми, на которых мы обучаем методологии исследования, пробуем разные форматы и темы. Сейчас ученики двух восьмых классов лицея исследуют территорию и учатся смотреть на школьные окрестности глазами урбанистов.
Краткое резюме проекта на казахском языке
Алматы көшелерінің балаларға мейірімділігін арттыру
№ 71 мектеп-лицейі оқушыларының тартылуымен әзірленген жоба «Алматы-1» орталық емес ауданындағы қалалық ортаның сапасын зерттеуге бағытталған. Тәлімгер ретінде сәулетші Алтынай Иманбекова әрекет еткен жобадағы баса назар аударылған мәселе – ауданның балаларға және жасөспірімдерге мейірімділігі, жаяу жүргіншілер үшін қауіпсіздік және функциялармен қанығу деңгейі болды. Жоба Chevron компаниясының қолдауымен іске асырылуда.

2019 жылғы ақпан айынан сәуір айына дейін оқушылармен апта сайынғы кездесулер барысында біз балаларды қалаға урбанисттердің көзімен қарауға, өлшемдер жүргізуге және автомобиль трафигін басу мен қалалық ортаның сапасын жақсарту бойынша үздік шешімдер іздеуге үйретеміз. Оқушылар оқу орнынан 500 метр радиустағы аумақты зерттейді. Жобаның қорытындысы – ауданды трансформациялау тұжырымдамасын әзірлеу және онда қоғамдық кеңістіктер құру болады.
Почему выбрана школа-лицей №71?
Нецентральный район
Изначально мы выбирали нецентральный район для пилотного проекта, в итоге остановились на Турксибском районе. Был сформирован шорт-лист школ этого района, условием для попадания в шорт-лист было расположение рядом с оживленными центрами дорожного движения, а также интересные с точки зрения вовлечения учеников особенности зоны исследования. В процессе отбора школы, наибольшую заинтересованность выразил именно технический лицей №71.
История района
Турксибский район имеет богатую историю, рядом с лицеем есть несколько интересных локаций: Вокзал Алматы-1, Роща Баума, небольшой сквер, несколько торговых центров, а также улицы частного сектора на которых можно увидеть много сохранившихся домов, построенных в первой половине 20 века.

У района вокруг лицея есть потенциал для того, чтобы стать центром притяжения, куда можно будет добраться пешком или на устойчивых видах транспорта, но для этого необходимо разработать концепцию, которая будет содержать ряд решений, на основе пожеланий и исследований учеников лицея совместно с профессионалами в области архитектуры и транспорта.
Что мы изучаем?
Участок исследовательской работы – территория в радиусе 500 метров от школы-лицея №71. Дети и специалисты изучают школу, небольшой парк поблизости, жилые частные дома с улицами и участок рощи Баума.
Проект поделен на 4 части
Подготовительный этап
Разработка гипотезы исследования
Исследовательская
Проектирование
Презентация проекта
Изначально была задумка спроектировать общественное пространство вместе с детьми, используя их идеи. Но после разговоров со школьниками выяснилось, что тинейджеры сейчас отличаются от тинейджеров – моих ровесников. Я все время проводила на улице, а они все время проводят внутри – дома, в школе, на курсах, в моллах. Мне лично пока не понятно, как уличное пространство может быть востребовано ими. До этого я работала со школой НИШ в проекте «Мастерская дизайн-мышления». И заметна разница: школьники из «Алматы-1» не то что скромнее, но их как будто мало что интересует в городе. НИШевцы очень много думают о том, как живет город, какие у него проблемы, что я могу придумать для их решения, а здесь такого пока нет. Ребятам требуется время раскрыться, привыкнуть, что это интересный эксперимент и они могут приложить свои силы для создания проекта.

Алтынай Иманбекова
архитектор, куратор проекта
Дневники проекта
Картирование
Урок в классе. На первом уроке ребята работали с картами, рисовали маршруты, по которым ходят регулярно. Также они отметили на картах популярные места, проблемы и пожелания связанные с городской инфраструктурой. Кроме этого, перед началом занятия мы рассказали о градостроительстве и транспортном планировании.
Замеры автомобильного трафика на одной из главных улиц района
Благодаря обработке видео на сервисе DataFromSky, удалось определить:
за 6 минут съемки видео через участок наблюдения проехало 36 машин, из них легковых 33 и 3 грузовых. Следует отметить, что это наблюдение проводилось в межпиковый период и если за 6 минут проехало 36 Транспортных Средств (ТС), то за час проедет 360 ТС, что, в принципе, близко к истине.
Поход в Казарян Арт-центр
Алтынай Иманбекова:
«Сегодня занятие прошло очень быстро, у нас была маленькая группа в 6 человек, мы разделились и засняли трафик на двух перекрестках - на Майбороды и Стахановской.

Ребята должны скинуть мне на посту отснятые ролики.

Затем мы пошли на экскурсию в Казарян арт-центр, где ребятам и нам показали выставочный зал и зал для творческих занятий. Очень приятное место и они готовы к совместным проектам».
Опрос
Улицы:
Участок улицы Буденного между ул. Акан Серы и ул. Парижской Коммуны наиболее часто используемый, при этом тротуар есть только непосредственно рядом со школой. Местами улица Буденного даже чересчур широкая.
Согласно оценкам учеников, на улице Акан Серы не хватает пешеходных переходов, есть необходимость в успокоении трафика из-за высокой скорости движения транспорта, а также в обеспечении дополнительной видимости на отдельных участках.

Есть жалоба на высокую скорость движения и на пр. Сейфуллина.

Роща Баума до сих пор пользуется дурной славой, и только 1 ученик отметил, что гуляет там в свободное время. Инфраструктура рощи, согласно отметкам учеников, нуждается в обновлении, например не хватает освещения, уборки снега с тротуара, скамейки и футбольное поле нуждаются в реконструкции, также есть ограничение видимости при выходе к железной дороге.
Через рощу в основном ходят в школу дети, которые проживают за проспектом Суюнбая, к слову, им не хватает времени зеленого сигнала светофора для пересечения Суюнбая на перекрестке Суюнбая-Хмельницкого, в итоге им приходится перебегать улицу.

Центры притяжения:
Самыми популярными являются ТЦ "Манго" (сейчас Жибек Жолы) и ТЦ "Март".
Если в ТЦ "Манго" сейчас ходят в будние дни для посещения дополнительных занятий, то ТЦ "Март" посещают на выходных для походов в кино и т.д
На третьем месте Спортивный центр "Абылай хан" на пр. Сейфуллина, туда ходят для посещения спортивных секций в будние.

Не используемые центры притяжения.
Как уже было отмечено, потенциал Рощи Баума не используется из-за ее репутации и недостатка инфраструктуры.
Напротив школы есть небольшой сквер, однако лишь единицы указали его в качестве места для прогулки, очевидно, что там нет осмысленного пространства.
К тому же, некоторые респонденты отметили присутствие в сквере бездомных и маргинальных личностей, а также недостаток освещения. При ином подходе, и географически, и ментально сквер мог бы стать хорошим, доступным центром досуга.
Также есть потенциал у ул. Майбороды, где достаточно широкая проезжая часть и большая зеленая зона.
Подсчет пешеходного трафика
16.02.2019
Мы провели занятие в субботу с подсчетом пешеходного трафика через улицу Акан-Сери и думаем, что уже готовы к работе с одной общей картой, на которой мы вместе с ребятами 8-х классов сможем отметить все данные, собранные за последние недели, и начать уже выбирать участок для проектирования!



Во время прошлого занятия выяснились некоторые интересные детали использования районом – к примеру, дети живущие ближе к улице Сейфуллина в качестве развлечения ходят по заброшенным зданиям, в том числе по кинотеатру «Шугла».



Также у многих ребят имеются велосипеды, они бы предпочли добираться до школы на них, если бы в школе имелась парковка для велосипедов. Ребята рассказали, что во время весенних и летних субботников многие ученики приезжают на велосипедах и цепляют их к забору школы. У школьников-велосипедистов парк Горького пользуется большой популярностью, они ездят туда на выходных кататься в скейт-парке.

Занятие по стадии исследования
23.02.2019

Сегодня, в начале занятия, мы попросили учеников отметить на карте большого формата уникальные места района «Алматы-1» и рассказать о карте своим друзьям и знакомым, чтобы они также оставили свои пожелания.

Мы кратко рассказали ученикам о программе Vision Zero и ее основных элементах, позже перешли на тему безопасности дорожного движения, уделили внимание психофизиологическим и физическим аспектам, которые влияют на количество и смертность участников ДТП, объяснили важность снижения скорости движения.

После чего, мы рассказали о визуальных (нефизических) и физических мерах по успокоению трафика. Затем мы раздали ребятам листы с изображением конфликтных точек, которые они отметили ранее на этапе картирования.

Мы попросили учеников лицея изобразить на листах их предложения по успокоению трафика и улучшения безопасности для пешеходов с учётом мер, о которых они узнали из теоретической части занятия. Ближе к концу занятия, каждая группа учащихся презентовала собственные небольшие концепции по успокоению трафика на конфликтных точках.
Фото-исследование территории будущего проекта
02.03.2019

Мы посвятили занятие фото-исследованию территории будущего проекта. Мы выбрали популярную траекторию по улице Буденного от улицы Сейфуллина до проспекта Суюнбая. Многие школьники пользуются этим маршрутом или его частью, чтобы добраться от дома до школы. На этой траектории расположены точки притяжения и проблемные зона, упомянутые школьниками во время предыдущих занятий:

– отсутствует пешеходный переход через пр. Сейфуллина,

– кинотеатр «Шугла» со сквером,

– зона частной застройки без тротуаров,

– улица Акан-Сери со своими сложностями перехода через нее,

– отрезок через частную застройку с Казарян-арт центром,

– короткий тротуар вдоль территории школы,

– сквер рядом со школой, в котором школьники играют в футбол и разминаются во время длинной перемены,

– частный сектор с Церковью Альфа и Омега (Алматинская центральная церковь евангельских христиан-баптистов) – школьники не имеют прямого отношения к этой церкви, не посещают ее,

– далее небольшая промзона со зданием бывшего хлебзавода, ныне автомобильная торгово-сервисная компания,

– подход к роще через мостик с двумя рукавами реки Мойки,

– небольшой отрезок рощи Баума, который служит своеобразным входом в рощу, здесь расположены информационное табло, мусорные баки, футбольное поле, скамейки

– подход и переход через железнодорожные пути,

– автобусная остановка на пр. Суюнбая.



По заданию ребята обращали внимание на особенности территории, проблемные зоны, то, что им нравится и не нравится в зоне исследования.



Во время фото-исследования ребята часто обращали внимание на различные дома вдоль траектории. Раньше все дома были во многом однородны по размеру и архитектуре, но сейчас архитектурный пейзаж пестрит своей застройкой. Школьники сетовали на то, как мусор складывается в старые холодильники около ворот домов, а также на обилие в районе бомжей и алкоголиков (правда, мы ни одного не встретили). Были замечены уличные собаки разных размеров.

Спуск к мосту через р. Мойку создает сложности для велосипедистов, и наша группа также отметила неудобство передвижения пешком по нашей траектории из-за отсутствия тротуаров и обилия луж по дороге. Роща Баума вызвала много эмоций – огорчение по поводу мусора в роще, общего запустения и чувства небезопасности. Ребята обратили внимание на несоблюдение всех предписанных правил поведения в роще, в том числе разжигание костров, мусор. Жители района часто выкапывают грунт и растения для своего сада из рощи.

Железнодорожные пути через пешеходный маршрут вызвали чувство опасности. Ребята рассказали о случаях, когда поезд надвигался на перебегающих людей. В целом роща является значимым местом притяжения, но ребята стараются не гулять по ней.

Разработка решений
09.03.2019
Сегодня с учениками мы приступили к разработке конкретных решений на крупных объектах, расположенных на улице Буденного.

Прежде всего, мы собрали информацию о парке близ кинотеатра «Шугла», а также сквера напротив лицея № 71.

Далее мы нанесли на карту точечные предложения и замечания ребят к обозначенным объектам.

На следующей неделе ребята совместно со специалистами приступят к детальной проработке решений, которые будут ориентированы на решение проблем и удовлетворение спроса на определенные виды досуга.

Кроме этого, был отдельно проанализирован самый сложный перекресток (из вошедших в карту проекта) на пересечении проспекта Суюнбая и улицы Хмельницкого.
Разработка решений, часть 2
16.03.2019
В силу завершения 3-ей четверти, сегодняшний урок был не таким интенсивным как предыдущий. Однако ребятам удалось серьезно продвинуться в поиске решений для конфликтных участков. В частности, зону вокруг перекрестка Акан Серы - Жумабаева было решено дополнить системой по управлению ливневыми потоками, а также соединить ее с уже существующей арычной линией, проходящей через зеленую полосу на улице Акан Серы. Кроме этого, была выявлена необходимость в обозначении остановки общественного транспорта севернее перекрестка. Также ученики предложили убрать таймер на светофоре, так как он способствует превышению скорости в момент, когда до завершения зеленого сигнала светофора остается меньше 10 секунд.

Если на перекрестке Акан Серы - Жумабаева мы предложили обозначить остановку общественного транспорта, то на пересечении улиц Акан Серы и Чернышевского мы пришли к выводу, что для наибольшего эффекта стоит перенести остановку севернее перекрестка - это поможет избежать пересечения улицы в неположенном месте, так как центр притяжения и генерации пешеходных потоков, которым является остановка общественного транспорта будет располагаться в более безопасном месте с лучшим обзором.

В дополнение к перемещению остановки, ребята совместно со специалистами проработали пешеходный переход, его решили оборудовать двумя островками безопасности. Первый островок безопасности будет располагаться на северной стороне перекрестка, а второй островок, преобразованный из части зеленой зоны, будет находится на южной стороне.
Таким образом увеличится обзор и время как для пешеходов, так и для водителей автомобилей, которые совершают поворот на противоположную сторону движения.

Что касается перекрестка на пересечении проспекта Суюнбая - улицы Хмельницкого, то для него были разработаны параметры ширины проезжей части, канализация потоков и положение островка безопасности, которые позволят пешеходам чувствовать себя более комфортно, как за счет обособленного островка безопасности, так и за счет менее быстрого движения транспортных средств, совершающих повороты.
Вход в рощу Баума
Изучая школьные маршруты учеников лицея № 71, наши исследователи сделали такое фото входа в рощу Баума:

«Среди учеников лицея № 71 есть такие, кто живет не вблизи школы и приезжает на автобусе. Одна из таких автобусных остановок находится со стороны проспекта Суюнбая. Путь от этой остановки до школы составляет 600 метров, что не так и много, но часть пути (200 метров) проходит через рощу Баума, которая в сумеречное время не освещается и напоминает страшный лес из сказок братьев Гримм. Школьники поделились, что иногда им встречаются лица в нетрезвом состоянии, уличные бродяги и бомжи. Ребята стараются пройти этот отрезок пути как можно скорее. Дополнительно в этому тропинка через рощу к остановке проходит через используемые железнодорожные пути, которые не отрегулированы для перехода пешеходов.

Роща Баума была передана в коммунальную собственность города Минсельхозом в декабре 2017 года, до этого роща находилась в числе особо охраняемых природных территорий республиканского значения. Перевод рощи в статус государственного памятника на особо охраняемых природных территориях местного значения позволит финансировать содержание территорий за счёт средств городского бюджета, что позволит обустроить безопасный маршрут для школьников».
Проект реализуется благодаря поддержке Chevron Kazakhstan