Urban Forum Kazakhstan
Безопасный путь в школу
Усть-Каменогорск
«Безопасный путь в школу» – совместный проект Urban Forum Kazakhstan с НКО «Восточный Альянс за Безопасный и Устойчивый Транспорт» (EASST). Мы изучаем маршруты учеников школы №37 в Усть-Каменогорске, а также анализируем безопасность улиц и окружающей городской среды в радиусе 500 метров вокруг школы. Вместе с учениками 7 класса школы мы будем проводить теоретические и практические уроки, изучать основы безопасности среды, методы измерения безопасности среды, проводить замеры и создавать ментальную карту района.
Школа № 37

Школа расположена на северо-западе Усть-Каменогорска, в старой части города. В районе преобладает среднеэтажная застройка, а в пешеходной доступности находятся: стадион, два парка, два комплекса гаражей.
Класс и ученики школы

Основным участником проекта будут ученики 7 «Б» класса.
Этапы работы
Предварительный выезд в Усть-Каменогорск
март 2020
Лекция о дорожной безопасности и урбанизме
Картирование маршрутов учеников 7 класса с указанием опасных мест и видов передвижений (общественный транспорт, пешком, на велосипеде)
Анализ карт школьников
Формирование единой карты маршрутов и опасных мест.
Полевое исследование
Ученики анализируют опасные участки, недостатки инфраструктуры и поведение участников дорожного движения.
Полевое исследование
Простой подсчет количества автомобилей на сегментах улиц и видео-запись трафика.
Полевое исследование
Анализ участков, опасных для пешеходов. Ученики считают количество пешеходов, которые испытывают трудности с использованием существующей дорожной инфраструктуры и/или избегают использование этих объектов из-за их неудобства.
Практика
Вместе с учениками создаем ментальную карту района. Это поможет лучше понять значимые места, центры притяжения, а также состояние и наличие уличной и транспортной инфраструктуры, которая их соединяет.
Опрос
Размещение карты зоны исследования или района в холле школы. На карте ученики и родители могут отметить с помощью стикеров важные, опасные места и указать чего им не хватает. Также в холле школы будет размещена большая карта города, где ученики могут отметить, чего им не хватает в городе в плане транспортной инфраструктуры. Анкетирование родителей и учителей, чтобы понять, как они оценивают дорожную безопасность пути в школу.
Анализ
Анализируем генеральный план Усть-Каменогорска 2020. Определяем ключевые проблемные места с точки зрения дорожной безопасности
Теория
Лекция об успокоении трафика и дорожном дизайне.
Практика
Разработка примеров по успокоению трафика для решения проблем с безопасностью дорожного движения.
Полевая работа
Тактический урбанизм. Занятие на улице. Обозначение красками необходимых мер по успокоению трафика на отдельном участке улицы или школьного двора.
Финальный отчет проекта
Дневники проекта
Предварительное исследвание
Проведен предварительное исследование территории и нашли интересные особенности:
Даже в минусовую температуру улица активно востребована – детям достаточно чистого асфальта без льда и снега для того, чтобы кататься на самокатах и велосипедах, не говоря уже о традиционных для этого края хоккее и катании на катках.

К сожалению, у городской среды имеются и свои недостатки: сугробы у пешеходных переходов, недостаточное освещение в темное время суток рядом с ними, что усугубляет проблему видимости пешеходов, в особенности детей.
Изучаем пути в школу
Работа над школьными маршрутами стала небольшой экскурсией по району для нас. Мы попросили учеников нарисовать основные пути в школу в границах зоны нашего исследования (500 метров в радиусе школы)

Сообща составили карту маршрутов учеников и классного руководителя. На рисунках видно, что подавляющее большинство учеников приходят в школу пешком и лишь незначительная часть приезжает на общественном транспорте или частном автомобиле.
Удобство школьного района для подростков с особыми потребностями
Подростки в возрасте 14-16 лет ответили на несколько вопросов о комфортности их маршрута в школу и своих поведенческих привычках:

Почти треть (28,6%) опрошенных подростков не чувствует себя в безопасности по пути в школу в темное время

28,6% вынуждены изменять свой маршрут из-за погодных условий и для 85,7% он меняется на менее безопасный

57,1% подростков отметили, что на их основном маршруте не хватает скамеек и зон отдыха

100% учащихся коррекционного класса не приходят в школу во внеурочное время, чтобы играть со сверстниками (это серьезно отличается от ответов учеников обычного класса, которые часто проводят внеурочное время на территории школы)

71,4% опрошенных назвали подземные переходы на маршруте в школу неудобными для людей с инвалидностью, травмами опорно-двигательного аппарата и родителей с колясками.
Проект реализуется в партнерстве с EASST