КОМФОРТ
В БОЛЬШОМ
ГОРОДЕ
Восприятие городской среды жителями Астаны, имеющими несовершеннолетних детей
Исследование
Это первое комплексное исследование дружественности города Астана к ребенку в контексте общей оценки комфортности городской среды в столице Казахстана.

Методом анкетирования опрошено 480 респондентов в разрезе 4 районов города, отражающих 4 типа городской среды в Астане, и половозрастной выборки 0-6 лет, 7-12 лет, 13-16 лет.
Связанность
Почти 60% респондентов гуляют с детьми 1 раз в неделю или реже. Чаще других отправляются на прогулку жители старого центра и «Евразии». Оба района отличаются более компактной и плотной застройкой («человеческий масштаб»).

При прогулках с детьми жители сталкиваются с рядом неудобств - припаркованные автомобили, качество тротуаров, отсутствие сопряжения тротуаров между собой, плохое освещение, заборы и ограды, захватывающие пешеходное пространство.

Оценивая удобство общественного транспорта, лишь около половины опрошенных оказались удовлетворены текущей схемой движения автобусов.
Инфраструктура
Почти 80% респондентов считают свой район безопасным. При этом почти 60% не отпускают в самостоятельную прогулку своих детей.

Оснащенность дворов детскими площадками выше всего в районе жилищных массивов на западе города и «Евразии». Самый низкий показатель– в центре Левобережья, хотя жилищный фонд здесь является самым новым и престижным.

60% респондентов посещают учреждения культуры вместе с ребенком только раз в полгода и реже. При этом под «учреждениями культуры» большинство опрошенных понимает кинотеатры, а второй по популярности ответ (25%) – «нет культурных учреждений» в районе.
Информированность и участие
87% респондентов отметили, что за последние 3 года в городе произошли позитивные изменения, что говорит о значительном кредите доверия местным властям. Наиболее скептичны респонденты из центра Левобережья – половина респондентов там негативно оценили развитие города.

Респондентам интереснее всего информация о «Развитии и реализации в городе разных проектов» и "Возможностях участия граждан в принятии решений на уровне города". 40% респондентов готовы обращаться к властям с идеями и предложениями, но примерно такая же доля ответивших не знает, как это сделать.
Выводы
1. Для всех районов Астаны актуальна проблема совершенствования пешеходной инфраструктуры, включая освещение улиц (особенно в западных районах города).

2. Общественный транспорт столицы требует совершенствования. Оптимизация маршрутов и увеличение парка автобусов повысит комфортность поездок и сократит время ожидания.

3. Центр Левобережья - самый новый, престижный и проблемный район города. Здесь чаще всего люди недовольны уровнем комфортности городской среды и социальной инфраструктуры.

4. В городском пространстве Астаны крайне неравномерным остается распределение культурных учреждений, парков и скверов.

5. Несмотря на высокую долю тех, кто считает город комфортным, более половины опрошенных вынуждены регулярно выезжать в другие районы для проведения досуга или доступа к объектам социальной инфраструктуры.

6. Несмотря на высокую долю тех, кто высказал заинтересованность в получении информации о городском развитии и о вовлечении в эти процессы, более половины респондентов не участвуют в работе своих КСК.

7. У 75% респондентов нет опыта участия в публичных обсуждениях вопросов, связанных с городским развитием.

8. Местной исполнительной власти следует уделить больше внимания потенциалу вовлечения горожан в решение городских проблем.
Исследование проведено при поддержке Chevron Kazakhstan