Urban Forum Kazakhstan
Как скорость влияет на возникновение пробок
Диас Маратулы
Статья подготовлена на основе видеоподкаста Urban Focus Kazakhstan. Вы можете запустить видео или узнать о ключевых причинах возникновения пробок из конспекта ниже.
Недавнее предложение Urban Forum Kazakhstan о необходимости снижения до 30 км/час максимальной разрешенной скорости в городах Казахстана стало поводом для жарких дискуссий. Противники инициативы убеждены, что это создаст серьезные пробки и плохо отразится на экологии и других сферах жизни.

Разбираемся, как скоростной режим влияет на возникновение дорожных заторов и как можно управлять пропускной способностью улиц с помощью изменения скоростного лимита.
Почему увеличение скорости не гарантирует более быстрое перемещение по городу?
Кажется, что при увеличении максимально разрешенной скорости увеличится и средняя скорость потока. Пробок станет меньше, можно будет быстрее добраться из точки А в точку Б. Но ситуация будет развиваться совсем по-другому и это доказывает симулятор дорожных пробок.
Проведем эксперимент со скоростью и загруженностью полос
Скорость: 90 км/ч
Загруженность полосы: 10 транспортных единиц на 1 километр
Для примера используем наше малое кольцо, где действует скоростное ограничение в 80 км/час. Учитывая нештрафуемый порог превышения скорости в 10 км/ч, на этих улицах допустимо передвигаться со скоростью до 90 км/час.

На проспекте аль-Фараби поток машин сможет ехать со средней скоростью 90 км/час только при условии, что количество машин на одну полосу не превышает 10 единиц на 1 километр. Такая ситуация возможна в ночное время или же во время жесткого карантина.
Скорость: 90 км/ч
Загруженность полосы: 20 транспортных единиц на 1 километр
Если количество машин на одну полосу возрастет до 20 единиц на 1 километр, средняя скорость снизится до 85 км/ч. По-прежнему быстро, но уже заметна тенденция – ездить с такой скоростью может только небольшое количество автомобилей.
Скорость: 90 км/ч
Загруженность полосы: 30 транспортных единиц на 1 километр
При количестве машин на одну линию в 30 и более единиц на один километр, улица встает в серьезную пробку.
Скорость: 70 км/ч
Загруженность полосы: не выше 25 транспортных единиц на 1 километр

При максимальной разрешенной скорости в 70 км/ч (скоростной режим 60 км/ч) пробки не исчезают.

70 лучше, чем 90:
пока количество машин не превышает 25 единиц на 1 километр в каждой полосе, то при скорости 70 км/ч пробки не возникают. При скорости 90 км/ч и такой же загруженности в определенных местах дороги из-за пробок средняя скорость потока снижается до 0 км/час.
Даже при снижении скорости до 60 км/ч на дороге возникают пробки.
Скорость: 50 км/ч
Только при такой скорости мы можем избавиться от пробок и получить возможность действительно быстро передвигаться по нашим улицам. В условиях казахстанского законодательства, это ограничение в 40 км/ч, так как допустимым считается превышение до 10 км/ч сверх лимита.
Этот пример объяснил, как обеспечить наибольшую среднюю скорость в условиях реальной загруженности проспекта аль-Фараби. На улицах, оборудованных светофорами, и с ограничением в 50 км/ч даже один светофор будет создавать серьезную пробку.
Скорость: 30 км/ч
При таком ограничении поток не успевает нагнать хвост пробки, возникшей из-за светофора. И мы получаем улицу, которая будет стабильно поддерживать среднюю скорость в 30 км/ч вместо того, чтобы стоят в глухих пробках.
Симулятор создает идеальные условия: тут нет перекрестков, заездов и выездов с второстепенных улиц, нет бутылочных горлышек, которые возникают при изменении количества полос на дороге. Нет дорожных работ или ДТП, из-за которых в какой-то момент может одна полоса быть перекрыта. Но даже в идеальных условиях возникают ситуации, когда водители меняют траекторию своего движения или часто перестраиваются в поисках более быстрых полос. Как видите, эта особенность учтена и в немецком симуляторе.
Отношение к ограничениям скоростного режима – это вопрос приоритетов. Что для вас важнее: иметь возможность передвигаться со скоростью 90 км/час в ночное время или обходиться без пробок в часы пик?
Иногда 50 и даже 30 могут быть больше, чем 90.