Как измерить транспортную доступность: кейс Лондона

Мади Мухаметалиев для Urban Forum Kazakhstan
Транспортная бедность – когда социальная мобильность и шансы на лучшее будущее людей ограничены отсутствием эффективной системы общественного транспорта – существует во многих мегаполисах мира. В мае мы опубликовали материал нашего эксперта Романа Барабанова по этой теме. На него откликнулся Мади Мухаметалиев, ведущий специалист по городской регенерации лондонского района Энфилд, упомянув инструмент density matrix. Мы попросили его рассказать об этом подробнее.
В мировой практике транспортная политика должна быть связана с политикой землепользования и застройки. Так, например, существует рекомендация, согласно которой плотность квартир на гектар должна соответствовать определенному уровню транспортной доступности.
Вместе с первым Планом Лондона в 2004 году был внедрен инструмент density matrix – матрицы плотности.
Вместе с первым Планом Лондона в 2004 году был внедрен инструмент density matrix – т.е. матрицы плотности. Технически она представляет собой таблицу, в которой диапазоны плотности жилья (домов, квартир и прочих жилых единиц) сопоставлены с уровнями транспортной доступности.
Транспортная доступность учитывает любой общественный транспорт (поезда, метро, автобусы), наличие велосипедной инфраструктуры, а также такие факторы как расстояние до остановки, частота и надежность курсирования.
Матрица плотности, являясь многофакторным индексом, показывает, какой уровень транспортной доступности рекомендован тому или иному уровню плотности жилья. При рассмотрении заявок на строительство градостроители и работники муниципалитета учитывают эту матрицу.

Density matrix носит рекомендательный характер, т.е. ее требования принимаются во внимание, но они не должны применяться механически, без учета контекста. Отклонения от рекомендованного уровня допустимы, но они должны быть аргументированы.
Несмотря на проработанность данного инструмента, возникают проблемы с его применимостью. Власти Лондона собрали данные за 15 лет и установили, что только 35% застройки соответствуют рекомендуемым в матрице значениям, 50% несколько превышают их, а остальные – превышают вдвое. Необходимо решать проблему такого разрыва, и матрица плотности не может дать ответов. Поэтому сейчас в Лондоне готовится новый План, в котором обсуждается переход от density matrix к альтернативному, более гибкому подходу, в котором упор будет сделан на качественной, а не количественной оценке проекта, но с сохранением требования учета транспортной связанности.

Этот подход назван design-led approach.

Кроме того, власти Лондона сейчас делают упор на то, что надо принимать во внимание местные факторы, локальную среду и функции района. Одна и та же рекомендация не может универсально применяться ко всем частям города – и к деловым, и к жилым.
Использованные изображения:
1. Изображение: TheOtherKev с сайта Pixabay
2. Изображение TheOtherKev с сайта Pixabay
3. Изображение Marianna Cavada с сайта Pixabay