1. Состав Экспертных советов в районах города следует ограничить экспертами, которые примут решение по качеству заявок. При включении в состав советов жителей, а также представителей КСК и общественных организаций соответствующего района существует риск возникновения конфликта интересов.
Кроме того, свое мнение о проектах жители района – равно как и представители КСК и общественники района – выскажут на этапе голосования. Наконец, вызывает вопросы процедура формирования Экспертных советов – централизованно, решением акима района.
Ограничившись экспертами, чьего мнения будет достаточно на этапе технического отсеивания заявок, будет повышено доверие людей к процессу, в отличие от предложенного ныне кулуарно, произвольно собранного состава Экспертных советов.
2. Требование приложения к заявке примерной или точной сметы по проекту обязывает городские власти и оператора программы «Бюджета участия» широкомасштабной образовательной кампании для горожан по оценке и расчету проектных расходов.
Предлагается разработать список типовых проектных предложений, включая типовые эскизы и сметы, чтобы облегчить процесс подачи заявок горожанами. Мы считаем это важной и инновационной инициативой, однако экспертам и общественности было бы важно еще до старта «Бюджета участия» оценить качество этих типовых документов.
3. Голосование по проектам, прошедшим отсев в Экспертных комиссиях, предлагается осуществлять применением ЭЦП. Это серьезно сузит круг участников процесса лишь до части экономически активного населения, оставив за бортом как молодежь, так и более возрастных жителей. Предлагаем рассмотреть альтернативные варианты организации голосования публично, с экспертами в данной области.
4. Согласно проекту Положения, один житель района будет вправе проголосовать за одно проектное предложение. Мы считаем, что это может наложить чрезмерное бремя выбора на горожан, что может привести к потере интереса к процессу.
Как показывает мировой опыт, успешные модели бюджета участия, предполагающие голосование за проекты жителей, используют принцип «корзины для покупок» - то есть, голосующие могут выбрать не один, а несколько понравившихся проектов. Это особенно актуально, если количество проектов велико.
Мы предлагаем разрешить горожанам голосовать за три проекта, если их общее число по данному району превышает 10 (десять). Для информационной системы не составит труда произвести подсчет голосов и определить победителей, а горожане намного менее будут склонны воспринимать процесс как стресс.
5. Раздел «Категории проектных предложений» (из которых, видимо, будет сформирован список типовых проектных предложений) включает, на наш взгляд, ряд работ, которые либо входят в разряд обязательных для районных акиматов или КСК, либо реализуются в рамках городских программ (внутридворовое асфальтирование и освещение; установка, замена и ремонт контейнерных площадок для сбора ТБО; ремонт бордюров, брусчатки, подпорных стен и др.), и носят текущий характер.
Urban Forum Kazakhstan продолжит работу по направлению популяризации бюджета участия в Алматы и других городах страны. Мы всегда открыты для диалога и примем активное участие в распространении информации о пилотном проекте «Бюджет участия Алматы».