Urban Forum Kazakhstan
Поправки в текст Положения «Бюджет участия города Алматы» на 2019-2020 годы
Наши предложения к тексту положения, разработанного администрацией города Алматы
25.07.2019
В 2019-2020 годах в Алматы будет запущен пилотный проект бюджета участия. Благодаря этому соучаствующему методу жители каждого района Алматы смогут предложить и проголосовать за проекты, которые будут реализованы за счет выделенных из городского бюджета средств.
19 июля на сайте Open Almaty был размещен проект Положения «Бюджет участия», с обозначенной датой приема замечаний и предложений к нему – до 24 июля. Мы подготовили и выслали свой пакет рекомендаций.
В течение нескольких месяцев общественный фонд Urban Forum Kazakhstan безуспешно пытался вовлечься в работу по определению механики партисипаторного бюджетирования. При создании инструмента, нацеленного на расширение демократического участия горожан, акимат и АО Центр развития Алматы решили не советоваться с гражданами по поводу того, как это будет работать.

Тем не менее, мы приветствуем публикацию проекта Положения о «Бюджете участия Алматы», но отмечаем чрезвычайно сжатые сроки – три рабочих дня – отведенные городской общественности на обсуждение и предложения по изменению этого документа. Дополнительные ограничения на возможности гражданского вовлечения наложило очень слабое информирование горожан.

Urban Forum Kazakhstan предлагает следующие поправки в текст Положения:
1. Состав Экспертных советов в районах города следует ограничить экспертами, которые примут решение по качеству заявок. При включении в состав советов жителей, а также представителей КСК и общественных организаций соответствующего района существует риск возникновения конфликта интересов.

Кроме того, свое мнение о проектах жители района – равно как и представители КСК и общественники района – выскажут на этапе голосования. Наконец, вызывает вопросы процедура формирования Экспертных советов – централизованно, решением акима района.

Ограничившись экспертами, чьего мнения будет достаточно на этапе технического отсеивания заявок, будет повышено доверие людей к процессу, в отличие от предложенного ныне кулуарно, произвольно собранного состава Экспертных советов.

2. Требование приложения к заявке примерной или точной сметы по проекту обязывает городские власти и оператора программы «Бюджета участия» широкомасштабной образовательной кампании для горожан по оценке и расчету проектных расходов.

Предлагается разработать список типовых проектных предложений, включая типовые эскизы и сметы, чтобы облегчить процесс подачи заявок горожанами. Мы считаем это важной и инновационной инициативой, однако экспертам и общественности было бы важно еще до старта «Бюджета участия» оценить качество этих типовых документов.

3. Голосование по проектам, прошедшим отсев в Экспертных комиссиях, предлагается осуществлять применением ЭЦП. Это серьезно сузит круг участников процесса лишь до части экономически активного населения, оставив за бортом как молодежь, так и более возрастных жителей. Предлагаем рассмотреть альтернативные варианты организации голосования публично, с экспертами в данной области.

4. Согласно проекту Положения, один житель района будет вправе проголосовать за одно проектное предложение. Мы считаем, что это может наложить чрезмерное бремя выбора на горожан, что может привести к потере интереса к процессу.

Как показывает мировой опыт, успешные модели бюджета участия, предполагающие голосование за проекты жителей, используют принцип «корзины для покупок» - то есть, голосующие могут выбрать не один, а несколько понравившихся проектов. Это особенно актуально, если количество проектов велико.

Мы предлагаем разрешить горожанам голосовать за три проекта, если их общее число по данному району превышает 10 (десять). Для информационной системы не составит труда произвести подсчет голосов и определить победителей, а горожане намного менее будут склонны воспринимать процесс как стресс.

5. Раздел «Категории проектных предложений» (из которых, видимо, будет сформирован список типовых проектных предложений) включает, на наш взгляд, ряд работ, которые либо входят в разряд обязательных для районных акиматов или КСК, либо реализуются в рамках городских программ (внутридворовое асфальтирование и освещение; установка, замена и ремонт контейнерных площадок для сбора ТБО; ремонт бордюров, брусчатки, подпорных стен и др.), и носят текущий характер.

Urban Forum Kazakhstan продолжит работу по направлению популяризации бюджета участия в Алматы и других городах страны. Мы всегда открыты для диалога и примем активное участие в распространении информации о пилотном проекте «Бюджет участия Алматы».
Что еще прочесть об этом?