БЮДЖЕТ
УЧАСТИЯ
Исследовательская и инициативная работа по внедрению практики бюджета участия в Алматы
Urban Forum Kazakhstan
В 2020 году в Алматы будет запущен пилотный для Казахстана проект бюджета участия. В рамках пилота предполагается выделить из городского бюджета на каждый из восьми районов города по 500 млн тенге.
Какие задачи должен решать пилотный проект? Какие процедуры и какие механизмы необходимы, чтобы бюджет участия 2020 года – а это 4 млрд тенге – был эффективно использован?
Urban Forum Kazakhstan с начала 2019 года изучает тему.
о чем мы говорим?
Бюджет участия (партисипативный бюджет) - бюджет, разработанный и внедренный с вовлечением общественности. Этот подход предполагает диалог горожан и муниципальных властей для более эффективного управления территориями.
Чтобы доступно объяснить суть бюджета участия и соучаствующего проектирования, мы перевели руководство по разработке бюджета участия, выпущенного компанией CitizenLab.
15 мая 2019
Экспертное обсуждение «Бюджет участия Алматы
В мае 2019 года АГ КИПР провела экспертное обсуждение «Бюджет участия Алматы». Адиль Нурмаков представлял площадку Urban Forum Kazakhstan и подготовил несколько важных тезисов по теме:

«Бюджет участия может стать мощным механизмом для того, чтобы дать жителям городов практические знания о бюджете, вовлечь их в принятие решений о распределении части средств, сформированных из их налогов, вручить им инструмент продвижения собственных инициатив, и ведения общественного контроля над изменеиями в среде проживания. Все это в совокупности поможет наращивать социальный капитал, т.е. отношения, основанные на ответственности и доверии в городе.

При внедрении бюджета участия, очень важно, чтобы это не стало лишь имитацией вовлечения горожан и профанацией участия - такой опыт уже имеется в ряде городов на постсоветском пространстве.

Бюджет участия – это не только и столько онлайн-голосование за те или иные городские проекты, даже если они предложены самими жителями. Если партисипация ограничивается только этим, то весь проект рискует не только ограничиться популистской кампанией, но и упустить из вида многие технические аспекты и специфику реализации этих проектов. И, пожалуй, самое главное – не стать инструментом деятельного вовлечения граждан и повышения их бюджетной грамотности.

Важно, чтобы мероприятия в рамках бюджета участия включали компонент информационной кампании и обучающую программу для интересующихся горожан, мобилизации и активизации локальных сообществ и комплексную оценку потребностей ими самими на местах.

В числе других ошибок – чрезмерное усложнение процедур участия, исключение горожан на разных этапах, особенно на этапе реализации проектов. У Алматы и других казахстанских городов есть хорошая возможность учесть этот опыт и учиться у наиболее успешных примеров. Вовлечение горожан всегда было в числе самых главных приоритетов для Urban Forum Kazakhstan с момента основания площадки в 2015 г.

В настоящее время мы начинаем работу над обзором лучших мировых практик в сфере бюджета участия и принципов его реализации. Данный исследовательский проект реализуется в партнерстве с международными консультантами, его результатом станут круглый стол в августе-сентябре 2019 г. и пакет рекомендаций для Алматы и других городов. Мы надеемся, что лица, ответственные за внедрение бюджета участия в акимате Алматы, будут открыты для сотрудничества с нами не только на этапе презентации итогов проекта, но и уже сегодня».
Новости проекта
Urban Forum Kazakhstan предлагает следующие поправки в текст Положения
25.07.2019
1. Состав Экспертных советов в районах города следует ограничить экспертами, которые примут решение по качеству заявок. При включении в состав советов жителей, а также представителей КСК и общественных организаций соответствующего района существует риск возникновения конфликта интересов.

Кроме того, свое мнение о проектах жители района – равно как и представители КСК и общественники района – выскажут на этапе голосования. Наконец, вызывает вопросы процедура формирования Экспертных советов – централизованно, решением акима района.

Ограничившись экспертами, чьего мнения будет достаточно на этапе технического отсеивания заявок, будет повышено доверие людей к процессу, в отличие от предложенного ныне кулуарно, произвольно собранного состава Экспертных советов.

2. Требование приложения к заявке примерной или точной сметы по проекту обязывает городские власти и оператора программы «Бюджета участия» широкомасштабной образовательной кампании для горожан по оценке и расчету проектных расходов.

Предлагается разработать список типовых проектных предложений, включая типовые эскизы и сметы, чтобы облегчить процесс подачи заявок горожанами. Мы считаем это важной и инновационной инициативой, однако экспертам и общественности было бы важно еще до старта «Бюджета участия» оценить качество этих типовых документов.

3. Голосование по проектам, прошедшим отсев в Экспертных комиссиях, предлагается осуществлять применением ЭЦП. Это серьезно сузит круг участников процесса лишь до части экономически активного населения, оставив за бортом как молодежь, так и более возрастных жителей. Предлагаем рассмотреть альтернативные варианты организации голосования публично, с экспертами в данной области.

4. Согласно проекту Положения, один житель района будет вправе проголосовать за одно проектное предложение. Мы считаем, что это может наложить чрезмерное бремя выбора на горожан, что может привести к потере интереса к процессу.

Как показывает мировой опыт, успешные модели бюджета участия, предполагающие голосование за проекты жителей, используют принцип «корзины для покупок» - то есть, голосующие могут выбрать не один, а несколько понравившихся проектов. Это особенно актуально, если количество проектов велико.

Мы предлагаем разрешить горожанам голосовать за три проекта, если их общее число по данному району превышает 10 (десять). Для информационной системы не составит труда произвести подсчет голосов и определить победителей, а горожане намного менее будут склонны воспринимать процесс как стресс.

5. Раздел «Категории проектных предложений» (из которых, видимо, будет сформирован список типовых проектных предложений) включает, на наш взгляд, ряд работ, которые либо входят в разряд обязательных для районных акиматов или КСК, либо реализуются в рамках городских программ (внутридворовое асфальтирование и освещение; установка, замена и ремонт контейнерных площадок для сбора ТБО; ремонт бордюров, брусчатки, подпорных стен и др.), и носят текущий характер.

Urban Forum Kazakhstan продолжит работу по направлению популяризации бюджета участия в Алматы и других городах страны. Мы всегда открыты для диалога и примем активное участие в распространении информации о пилотном проекте «Бюджет участия Алматы».
10 дней для приема заявок по проекту "Бюджет участия города Алматы"
21.08.2019
20 августа, АО "Центр развития Алматы" и городской акимат объявили о начале приема заявок по пилотному проекту бюджета участия. На этот этап отведено всего 10 дней, которым не предшествовало практически никакой информационной кампании и разъяснительной работы.

Еще до объявления о планах реализации бюджета участия в Алматы Urban Forum Kazakhstan занимался исследованием данной темы и с первых дней демонстрировал заинтересованность в том, чтобы принять деятельное участие в разработке модели и механизма бюджета участия и готовился провести кампанию по повышению осведомленности о нем для широкой общественности. К сожалению, мы не увидели встречного движения для сотрудничества. Общество так и не было вовлечено в подготовку столь важной инициативы, нацеленной именно на расширение гражданского участия.

Мы неоднократно подчеркивали важность широкой разъяснительной кампании среди населения. Успех всего процесса сильно зависит от степени понимания гражданами того, как распределяется бюджет, как устроена система подачи проектов и голосования за них. Для успеха участия - главной цели всего проекта - граждане должны быть хорошо информированы о цели и сути процесса, его этапах и правилах.

Эффектвная информационная кампания предполагает активную коммуникацию с жителями. Для этого важно было предусмотреть достаточно времени для того, чтобы граждане могли освоить всю информацию и принять участие, а сам процесс был репрезентативным. В идеале таймлайн проекта должен был включать не менее месяца активной информационной кампании через СМИ, НПО и диалоговые площадки, только после чего следовало начать прием заявок.

Urban Forum Kazakhstan сожалеет, что проект бюджета участия по каким-то причинам выстроен таким образом, что само по себе участие урезано как по качеству, так и по времени. Мы надеемся, что эти уроки будут учтены в будущем, и бюджет участия в последующем станет постоянной цикличной практикой, котоорая будет совершенствоваться год от года. Мы будем продолжать работу по выстраиванию диалога в данном направлении и содействовать выработке более устойчивой и инклюзивной модели бюджета участия.