БЮДЖЕТ
УЧАСТИЯ
Адвокационная кампания
Внедрение практик бюджета участия в Алматы
Urban Forum Kazakhstan
В 2020 году в Алматы будет запущен пилотный для Казахстана проект бюджета участия. В рамках пилота предполагается выделить из городского бюджета на каждый из восьми районов города по 500 млн тенге.
Какие задачи должен решать пилотный проект? Какие процедуры и какие механизмы необходимы, чтобы бюджет участия 2020 года – а это 4 млрд тенге – был эффективно использован?
Urban Forum Kazakhstan с начала 2019 года изучает тему.
о чем мы говорим?
Бюджет участия (партисипативный бюджет) - бюджет, разработанный и внедренный с вовлечением общественности. Этот подход предполагает диалог горожан и муниципальных властей для более эффективного управления территориями.
Чтобы доступно объяснить суть бюджета участия и соучаствующего проектирования, мы перевели руководство по разработке бюджета участия, выпущенного компанией CitizenLab.
Новости проекта
Таймлайн кампании
что происходит сейчас
что происходит сейчас
Работа продолжается, следите на нашими новостями
21.11.2019
21.11.2019
11 выводов Urban Forum Kazakhstan о пилотном проекте «Бюджет участия Алматы»
18 ноября закончилось голосование за проектные предложения горожан в рамках пилотного проекта «Бюджет участия Алматы». В связи с окончанием его основного этапа – предшествующего реализации выбранных проектов – общественный фонд Urban Forum Kazakhstan заявляет следующее.


1. Мы приветствуем внедрение бюджета участия в Алматы и считаем, что на нынешней стадии важно проанализировать уроки пилотного проекта и использовать их для доработки его механизмов в будущем году. Также, мы признаем, что, в целом, Центром развития Алматы и городским акиматом был выбран достаточно прогрессивный формат бюджета участия, однако частности механизма и особенно процесс его реализации оставили много места для улучшений. Также отмечаем относительную восприимчивость Центра развития Алматы к замечаниям экспертов, в т.ч. к рекомендациям Urban Forum Kazakhstan.

Бюджет участия в Алматы должен быть продолжен, но только при условии оценки опыта 2019 года и совершенствования как общего алгоритма, так и отдельных этапов.

2. В первую очередь, необходимо четко сформулировать задачу внедрения бюджета участия. Это способ дать жителям практический инструмент для продвижения собственных инициатив и контроля над изменениями в среде проживания, по-настоящему вовлечь их в процессы принятия решений об их районе и городе.

3. Для того, чтобы это случилось, самой важной задачей становится эффективная коммуникация целей и сути бюджета участия жителям, использование обратной связи от жителей на всех этапах этого проекта, начиная с формулирования его цели и разработки его алгоритма. Власти Алматы предпочли разработать весь проект самостоятельно, в закрытом режиме и представить его общественности лишь накануне его старта.

4. Значительное количество недоработок вызвало отсрочки при реализации проекта, вынужденную необходимость на ходу менять процедуры и редактировать основные положения проекта. Такая ситуация не только вызвала недоумение у активных горожан, экспертных кругов и даже Общественного совета, но и подорвала доверие к инициативе с самого начала. Этого можно было избежать, вовлекая экспертную и широкую общественность к выработке механизма бюджета участия.

5. Многие обсуждения на этапе запуска пилотного проекта, в т.ч. на полях Общественного совета, отличались полным незнанием участниками сути вопроса. Раннее вовлечение граждан также повысило бы общий уровень дискурса и информированность жителей о бюджете участия.

6. Отсутствие должной коммуникации и вовлечения на подготовительном этапе, на наш взгляд, привело в том числе и к затягиванию всего процесса, что сказалось на сжатых сроках реализации остальных этапов.

7. В частности, таймлайн проекта начинался сразу с этапа подачи заявок и даже не предполагал проведения должной информационной кампании. На нее важно было предусмотреть достаточно времени, чтобы горожане могли освоить всю информацию и принять участие. Активная коммуникация – не менее чем за 2-3 месяца до начала приема заявок – должна использовать СМИ, онлайн, различные НПО и диалоговые площадки. Информационную кампанию в рамках следующего бюджета участия следует начинать уже спустя месяц после утверждения бюджета на 2020 год.

8. Многие эксперты и представители общественности отмечали сложности на стадии подачи жителями заявок и барьеры в виде требований наличия специфичной документации, предоставлению сложных расчетов в сжатые сроки. Для многих это оставило впечатление, что весь конкурс проводился не для проектов горожан, а для подрядчиков в сфере благоустройства. На эту мысль наталкивал и обрисованный организаторами круг категорий для проектов, и излишний профессионализм поданных заявок.

9. Мы еще раз подчеркиваем, что подготовительная работа должна была проводиться комплексно и включать не только информирование граждан, но и воркшопы, консультации по формированию проектных заявок. Данная активность непривычна для большинства горожан, которые имеют идеи по улучшению среды проживания. Конкурс идей, а не проектных предложений с эскизами и сметами был бы более конструктивен и не отталкивал бы от идеи слишком многих граждан.

Далее возможен следующий вариант реализации бюджета участия. После голосования за идеи, экспертные комиссии (в которые, по нашему мнению, следует приглашать и независимых дизайнеров и архитекторов, оплачивая их рабочие часы) помогают заявителям доработать их, и они включаются в план реализации. Если сумма всех смет победивших проектов превысит выделенный бюджет участия по району на этот год, реализация всех этих проектов продлевается на два года, и в следующем году на этот район по бюджету участия будет выделено меньше средств на сумму превышения.

10. На наш взгляд, очень важно, чтобы проекты или идеи подавались не «одиночками», а сообществами. Для этого заявки на участие в бюджете участия следует дополнить критериями, которые помогут установить, что данная идея поддерживается инициативной группой, а не одним жителем. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций на стадии реализации.

11. Голосование должно быть более инклюзивным. В рамках пилотного проекта было собрано 3,347 голосов (из них 3,109 онлайн). Учитывая, что каждый голосующий мог выбрать до трех проектов, то всего в ключевом этапе бюджета участия приняло участие порядка 1,100 жителей Алматы. Обязательное использование ЭЦП для голосования – очень серьезный барьер для вовлечения горожан. Мы предлагали ранее и продолжаем настаивать, что вход в систему для голосования следует проработать на основе использования одноразового SMS-пароля.

Urban Forum Kazakhstan сожалеет, что пилотный проект бюджета участия был выстроен таким образом, что само по себе участие было урезано как по качеству, так и по времени.

Мы надеемся, что эти уроки будут учтены в будущем, и бюджет участия станет постоянной цикличной практикой, которая будет последовательно совершенствоваться. Мы продолжим работу по выстраиванию диалога в этом направлении для выработки более устойчивой и инклюзивной модели бюджета участия.
18.09.2019
18.09.2019
Изменения в механике проекта
Во второй декаде сентября состоялась дополнительная встреча с участием представителей Центра развития Алматы, Общественного совета города Алматы и Urban Forum Kazakhstan.

Важные итоги:

  • Прием заявок с предложениям по реализации проектов продлен до 30.09.2019
  • Изменена процедура голосования. Помимо голосования с помощью ЭЦП будет также возможно проголосовать на бумажных носителях при предоставлении удостоверении личности/ИИН.

Эти два пункта были принципиальными для Urban Forum Kazakhstan и мы рады, что Центр развития Алматы учел наши рекомендации.

В Центре развития Алматы можно получить консультацию по оформлению заявки. Телефон: +7 (727) 224 39 29 (вн. 203).
11.09.2019
11.09.2019
Споры об участии
Обсуждение бюджета участия на Общественном совете города Алматы 11.09.2019
11 сентября 2019 года на Общественном Совете города Алматы вновь обсуждали проект бюджета участия. Очевидный диссонанс мнений по реализации проекта становится все заметнее - у администрации города и общественников разные взгляды на то, какое стадии необходимо уделить большее внимание. Общественность уверена, чтобы участие состоялось, необходима масштабная информационная кампания.

По признанию и.о. руководителя ГУ «Управление стратегии и бюджета города Алматы» Нуртаса Каирова, продление срока приема заявок от населения на две недели увеличило в 3 раза число поданных проектных предложений - до 97. При этом от Наурызбайского района было подано 4 заявки, Жетысуского - 3, а из Турксибского района пришла всего 1 заявка. Это одни из наиболее проблемных районов, и отсутствие заявок
оттуда, на наш взгляд, может говорить только о недостаточной информированности их жителей.

Управляющий директор АО Центр развития Алматы Олег Сек заявил о десятках публикаций в онлайн-СМИ и соцсетях, а также о листовках в ЦОНах и КСК. В отношении переноса сроков, ЦРА готово продлить срок подачи заявок максимум до 25 сентября, а не до 30 ноября, как просил Общественный совет.

Urban Forum Kazakhstan в конце августа предлагал продлить срок подачи предложений от граждан как минимум на месяц. Но наша принципиальная позиция такова: важно не то, на какой срок будет продлен период приема заявок, а то, как будет использовано это время. Мы по-прежнему считаем, что информационная кампания была провалена. Очень важно, чтобы все горожане имели равный доступ к информации о проекте и возможностях участия, которые он предоставляет.

Также г-н Сек высказался категорически против любых иных способов голосования в рамках проекта, кроме авторизации с использованием ЭЦП. Член Общественного совета Казыбек Шайх озвучил данные, что в крупнейшем городе Алматы официальная статистика насчитывает всего 6,000 активных пользователей ЭЦП. Urban Forum Kazakhstan в числе рекомендаций особо указывал на то, что ЭЦП будет являться если не дискриминирующим, то ограничительным фактором. Мы вновь предлагаем использовать авторизацию посредством одноразового СМС-пароля и ИИН. Учитывая технологические возможности платформы open-almaty.kz с доступом к Государственной базе данных физлиц, не должно составить
труда установить место регистрации гражданина, на необходимость чего ссылается г-н Сек.

Urban Forum Kazakhstan считает, что затягивание подготовки проекта "Бюджет участия Алматы" и - самое главное - единоличное, ревностное отношение к его разработке акимата и ЦРА без какого-либо обсуждения с общественностью и без привлечения экспертов привело к отсутствию консенсуса по ключевым моментам проекта и поспешным решениям,
принимаемым вдогонку. Мы надеемся, что в следующем году Бюджет участия получит свое продолжение с учетом нынешнего опыта, который найдет отражение в новых правилах и подходах.

Неоднократно члены Общественного совета высказывались за отмену этапов приема заявок и голосования и передачу средств районным акиматам, что, в целом, показательно для уровня дискуссии в этом органе. В итоге, председательствующий оборвал заседание, буквально навязав собравшимся голосование по предложенной им же самим резолюции, рекомендующей
спустить разнарядку районным акимам по увеличению количества заявок от населения.

Мы опасаемся, что такой подход не стимулирует адмресурс больше вовлекать горожан (особенно учитывая сжатые сроки), а заставит районные власти самих выдумывать заявки и регистрировать их в системе. Мы не можем утверждать, что такой сценарий будет иметь место, но высокий риск этого сведет всю идею проекта не только к имитации участия, но и к его фальсификации.
27.08.2019
27.08.2019
Участие во встрече Общественного совета города Алматы
27 августа Urban Forum Kazakhstan принял участие во встрече Общественного совета Алматы по вопросу бюджета участия. Наш фонд в течение нескольких месяцев занимался исследованием и адвокацией лучших практик при внедрении этого пилотного проекта в крупнейшем городе страны. Мы неоднократно отмечали недостаточное вовлечение общественности и экспертов в процесс подготовки столь значимого и сложного процесса. 20 августа начался прием проектных предложений от населения, на который власти отвели всего 10 дней.

Как показали обсуждения в Общественном совете, прошедшие за 4 дня до окончания приема заявок, городская администрация проигнорировала, пожалуй, самую важную стадию бюджета участия – информирование жителей о бюджетном процессе, проекте и вариантах участия горожан в нем. Проведенный нами накануне опрос в социальных сетях показал, что даже более подготовленная и интересующаяся аудитория Urban Forum Kazakhstan на 80% не знакома с концепцией и деталями бюджета участия. Примерно так же распределились и голоса выступавших на встрече членов и экспертов Общественного совета. Информацию о проекте до сих пор сложно найти даже на официальных сайта акимата.

Мы обратили внимание на то, что в подготовленном нами руководстве по внедрению бюджета участия, каждый этап процесса и каждый кейс-стади из разных городов мира включает широкий компонент прямого вовлечения горожан. В Алматы бюджет участия разработан и внедряется практически без участия жителей. Мы подчеркнули, что такая ситуация несет в себе несколько рисков.

Прежде всего, это доверие к пилотному проекту, отбору, голосованию и к самим заявкам, которые будут выбраны. Если граждане не будут доверять процессу, будучи фактически исключенными из него, то весь проект будет провален не только в пилотном варианте, но и в последующих. Во-вторых, полное отсутствие коммуникационной кампании и слишком короткий срок, отведенный на подачу заявок, отразятся на количестве и качестве заявок, а малый охват населения превратит все его участие в формальность.

Мы согласны с другими выступившими экспертами в том, что произошла подмена сути бюджета участия – вместо целей максимально возможного вовлечения граждан в процессы принятия решений, весь проект сводится к реализации планов благоустройства, которые и без того входят в задачи местной власти. Граждане оказались ограничены в своей возможности высказаться о том, что их действительно волнует, например, социальные проблемы. Не была проведена необходимая предварительная работа – например, оценка потребностей по районам, или анализ того, насколько широко жители используют ЭЦП, наличие которого определено условием для голосования за проектные предложения.

В ответ на критику позиции экспертов со стороны некоторых членов Общественного совета, мы хотим подчеркнуть следующее. Мы считаем, что идея бюджета участия предлагает уникальный механизм повышения бюджетной грамотности и гражданского участия горожан, равно как и повышения эффективности расходования средств налогоплательщиков. Мы приветствуем стремление внедрить этот механизм, но мы категорически против поспешного, половинчатого, имитационного подхода, который может дискредитировать весь проект в глазах общества. Мы считаем, что власти могли и должны были приложить значительно больше усилий для совершенствования инструментария с прямым участием активных горожан, экспертного сообщества, неправительственных организаций.

По итогам встречи было рекомендовано доработать пилотный проект «Бюджет участия Алматы» с учетом мнения экспертов с продлением сроков приема заявок. В частности, речь идет о проведении в Алматы широких общественных консультаций о бюджете участия, включении в категории проектных предложений социальных тем и другое. 27 августа Urban Forum Kazakhstan принял участие во встрече Общественного совета Алматы по вопросу бюджета участия. Наш фонд в течение нескольких месяцев занимался исследованием и адвокацией лучших практик при внедрении этого пилотного проекта в крупнейшем городе страны. Мы неоднократно отмечали недостаточное вовлечение общественности и экспертов в процесс подготовки столь значимого и сложного процесса. 20 августа начался прием проектных предложений от населения, на который власти отвели всего 10 дней.

Как показали обсуждения в Общественном совете, прошедшие за 4 дня до окончания приема заявок, городская администрация проигнорировала, пожалуй, самую важную стадию бюджета участия – информирование жителей о бюджетном процессе, проекте и вариантах участия горожан в нем. Проведенный нами накануне опрос в социальных сетях показал, что даже более подготовленная и интересующаяся аудитория Urban Forum Kazakhstan на 80% не знакома с концепцией и деталями бюджета участия. Примерно так же распределились и голоса выступавших на встрече членов и экспертов Общественного совета. Информацию о проекте до сих пор сложно найти даже на официальных сайта акимата.

Мы обратили внимание на то, что в подготовленном нами руководстве по внедрению бюджета участия, каждый этап процесса и каждый кейс-стади из разных городов мира включает широкий компонент прямого вовлечения горожан. В Алматы бюджет участия разработан и внедряется практически без участия жителей. Мы подчеркнули, что такая ситуация несет в себе несколько рисков.

Прежде всего, это доверие к пилотному проекту, отбору, голосованию и к самим заявкам, которые будут выбраны. Если граждане не будут доверять процессу, будучи фактически исключенными из него, то весь проект будет провален не только в пилотном варианте, но и в последующих. Во-вторых, полное отсутствие коммуникационной кампании и слишком короткий срок, отведенный на подачу заявок, отразятся на количестве и качестве заявок, а малый охват населения превратит все его участие в формальность.

Мы согласны с другими выступившими экспертами в том, что произошла подмена сути бюджета участия – вместо целей максимально возможного вовлечения граждан в процессы принятия решений, весь проект сводится к реализации планов благоустройства, которые и без того входят в задачи местной власти. Граждане оказались ограничены в своей возможности высказаться о том, что их действительно волнует, например, социальные проблемы. Не была проведена необходимая предварительная работа – например, оценка потребностей по районам, или анализ того, насколько широко жители используют ЭЦП, наличие которого определено условием для голосования за проектные предложения.

В ответ на критику позиции экспертов со стороны некоторых членов Общественного совета, мы хотим подчеркнуть следующее. Мы считаем, что идея бюджета участия предлагает уникальный механизм повышения бюджетной грамотности и гражданского участия горожан, равно как и повышения эффективности расходования средств налогоплательщиков. Мы приветствуем стремление внедрить этот механизм, но мы категорически против поспешного, половинчатого, имитационного подхода, который может дискредитировать весь проект в глазах общества. Мы считаем, что власти могли и должны были приложить значительно больше усилий для совершенствования инструментария с прямым участием активных горожан, экспертного сообщества, неправительственных организаций.

По итогам встречи было рекомендовано доработать пилотный проект «Бюджет участия Алматы» с учетом мнения экспертов с продлением сроков приема заявок. В частности, речь идет о проведении в Алматы широких общественных консультаций о бюджете участия, включении в категории проектных предложений социальных тем и другое.
21.08.2019
21.08.2019
Позиция Urban Forum Kazakhstan по выбранному механизму реализации бюджета участия в Алматы
20 августа, АО "Центр развития Алматы" и городской акимат объявили о начале приема заявок по пилотному проекту бюджета участия. На этот этап отведено всего 10 дней, которым не предшествовало практически никакой информационной кампании и разъяснительной работы.

Еще до объявления о планах реализации бюджета участия в Алматы Urban Forum Kazakhstan занимался исследованием данной темы и с первых дней демонстрировал заинтересованность в том, чтобы принять деятельное участие в разработке модели и механизма бюджета участия и готовился провести кампанию по повышению осведомленности о нем для широкой общественности. К сожалению, мы не увидели встречного движения для сотрудничества. Общество так и не было вовлечено в подготовку столь важной инициативы, нацеленной именно на расширение гражданского участия.

Мы неоднократно подчеркивали важность широкой разъяснительной кампании среди населения. Успех всего процесса сильно зависит от степени понимания гражданами того, как распределяется бюджет, как устроена система подачи проектов и голосования за них. Для успеха участия - главной цели всего проекта - граждане должны быть хорошо информированы о цели и сути процесса, его этапах и правилах.

Эффектвная информационная кампания предполагает активную коммуникацию с жителями. Для этого важно было предусмотреть достаточно времени для того, чтобы граждане могли освоить всю информацию и принять участие, а сам процесс был репрезентативным. В идеале таймлайн проекта должен был включать не менее месяца активной информационной кампании через СМИ, НПО и диалоговые площадки, только после чего следовало начать прием заявок.

Urban Forum Kazakhstan сожалеет, что проект бюджета участия по каким-то причинам выстроен таким образом, что само по себе участие урезано как по качеству, так и по времени. Мы надеемся, что эти уроки будут учтены в будущем, и бюджет участия в последующем станет постоянной цикличной практикой, котоорая будет совершенствоваться год от года. Мы будем продолжать работу по выстраиванию диалога в данном направлении и содействовать выработке более устойчивой и инклюзивной модели бюджета участия.
25.07.2019
25.07.2019
Urban Forum Kazakhstan предлагает следующие поправки в текст Положения
1. Состав Экспертных советов в районах города следует ограничить экспертами, которые примут решение по качеству заявок. При включении в состав советов жителей, а также представителей КСК и общественных организаций соответствующего района существует риск возникновения конфликта интересов.

Кроме того, свое мнение о проектах жители района – равно как и представители КСК и общественники района – выскажут на этапе голосования. Наконец, вызывает вопросы процедура формирования Экспертных советов – централизованно, решением акима района.

Ограничившись экспертами, чьего мнения будет достаточно на этапе технического отсеивания заявок, будет повышено доверие людей к процессу, в отличие от предложенного ныне кулуарно, произвольно собранного состава Экспертных советов.

2. Требование приложения к заявке примерной или точной сметы по проекту обязывает городские власти и оператора программы «Бюджета участия» широкомасштабной образовательной кампании для горожан по оценке и расчету проектных расходов.

Предлагается разработать список типовых проектных предложений, включая типовые эскизы и сметы, чтобы облегчить процесс подачи заявок горожанами. Мы считаем это важной и инновационной инициативой, однако экспертам и общественности было бы важно еще до старта «Бюджета участия» оценить качество этих типовых документов.

3. Голосование по проектам, прошедшим отсев в Экспертных комиссиях, предлагается осуществлять применением ЭЦП. Это серьезно сузит круг участников процесса лишь до части экономически активного населения, оставив за бортом как молодежь, так и более возрастных жителей. Предлагаем рассмотреть альтернативные варианты организации голосования публично, с экспертами в данной области.

4. Согласно проекту Положения, один житель района будет вправе проголосовать за одно проектное предложение. Мы считаем, что это может наложить чрезмерное бремя выбора на горожан, что может привести к потере интереса к процессу.

Как показывает мировой опыт, успешные модели бюджета участия, предполагающие голосование за проекты жителей, используют принцип «корзины для покупок» - то есть, голосующие могут выбрать не один, а несколько понравившихся проектов. Это особенно актуально, если количество проектов велико.

Мы предлагаем разрешить горожанам голосовать за три проекта, если их общее число по данному району превышает 10 (десять). Для информационной системы не составит труда произвести подсчет голосов и определить победителей, а горожане намного менее будут склонны воспринимать процесс как стресс.

5. Раздел «Категории проектных предложений» (из которых, видимо, будет сформирован список типовых проектных предложений) включает, на наш взгляд, ряд работ, которые либо входят в разряд обязательных для районных акиматов или КСК, либо реализуются в рамках городских программ (внутридворовое асфальтирование и освещение; установка, замена и ремонт контейнерных площадок для сбора ТБО; ремонт бордюров, брусчатки, подпорных стен и др.), и носят текущий характер.

Urban Forum Kazakhstan продолжит работу по направлению популяризации бюджета участия в Алматы и других городах страны. Мы всегда открыты для диалога и примем активное участие в распространении информации о пилотном проекте «Бюджет участия Алматы».
15.05.2019
15.05.2019
Экспертное обсуждение «Бюджет участия Алматы»
В мае 2019 года АГ КИПР провела экспертное обсуждение «Бюджет участия Алматы». Адиль Нурмаков представлял площадку Urban Forum Kazakhstan и подготовил несколько важных тезисов по теме:

«Бюджет участия может стать мощным механизмом для того, чтобы дать жителям городов практические знания о бюджете, вовлечь их в принятие решений о распределении части средств, сформированных из их налогов, вручить им инструмент продвижения собственных инициатив, и ведения общественного контроля над изменеиями в среде проживания. Все это в совокупности поможет наращивать социальный капитал, т.е. отношения, основанные на ответственности и доверии в городе.

При внедрении бюджета участия, очень важно, чтобы это не стало лишь имитацией вовлечения горожан и профанацией участия - такой опыт уже имеется в ряде городов на постсоветском пространстве.

Бюджет участия – это не только и столько онлайн-голосование за те или иные городские проекты, даже если они предложены самими жителями. Если партисипация ограничивается только этим, то весь проект рискует не только ограничиться популистской кампанией, но и упустить из вида многие технические аспекты и специфику реализации этих проектов. И, пожалуй, самое главное – не стать инструментом деятельного вовлечения граждан и повышения их бюджетной грамотности.

Важно, чтобы мероприятия в рамках бюджета участия включали компонент информационной кампании и обучающую программу для интересующихся горожан, мобилизации и активизации локальных сообществ и комплексную оценку потребностей ими самими на местах.

В числе других ошибок – чрезмерное усложнение процедур участия, исключение горожан на разных этапах, особенно на этапе реализации проектов. У Алматы и других казахстанских городов есть хорошая возможность учесть этот опыт и учиться у наиболее успешных примеров. Вовлечение горожан всегда было в числе самых главных приоритетов для Urban Forum Kazakhstan с момента основания площадки в 2015 г.

В настоящее время мы начинаем работу над обзором лучших мировых практик в сфере бюджета участия и принципов его реализации. Данный исследовательский проект реализуется в партнерстве с международными консультантами, его результатом станут круглый стол в августе-сентябре 2019 г. и пакет рекомендаций для Алматы и других городов. Мы надеемся, что лица, ответственные за внедрение бюджета участия в акимате Алматы, будут открыты для сотрудничества с нами не только на этапе презентации итогов проекта, но и уже сегодня».