Неочевидные барьеры для развития микромобильности в Алматы
Публикация статьи из блога Ербола Султанбаева на Medium
Публикуется с разрешения автора
Микромобильность — это возможность передвигаться на небольшие расстояния на легком индивидуальном транспорте, который не использует двигатель внутреннего сгорания. То есть движение за счет мускульной силы человека или за счет электродвигателя. К средствами микромобильности относятся велосипеды, электровелосипеды, электрические самокаты, моноколеса, скутеры и так далее.
Когда мы задаемся вопросом "Почему люди в Алматы не могут начать ездить на работу на велосипеде или самокате?", то на ум сразу приходит отсутствие в городе велодорожек и велополос. Либо люди говорят, что те велополосы и велодорожки которые есть, недостаточно безопасные и удобные.

Считается, что если построить удобные и безопасные велодорожки по всему городу, то народ обязательно и массово начнет пересаживаться на велосипеды и электросамокаты. Согласно опросу алматинцев за 2020 год, 59% из 1028 опрошенных человек считают, что отсутствие безопасных велодорожек и велополос является препятствием для развития велосипедной культуры в городе.

Однако, есть другие серьезные проблемы, которые недооценивают и они, к сожалению, чаще всего уходят на второй план. Это:

  1. Нет возможности приобрести средство микромобильности.
  2. Нет возможности хранить транспорт дома и на работе/учебе.
  3. Нет душевых и раздевалок на работе/учебе.
Возможно, что как раз решение этих проблемы может стать следующим сильным толчком для развития микромобильности в Алматы. Устранение этих проблем может быть намного эффективнее для развития микромобильного транспорта, чем наличие безопасных и комфортных велосипедных маршрутов. Так как безопасность и комфорт создаются для поддержки существующих пользователей. У людей, которые не пользуются велосипедами и самокатами могут быть другие причины, которые они, возможно, даже сами не осознают.

Подтверждением этому служит ситуация с электросамокатами. В 2018 году мы могли наблюдать бум личных электросамокатов, а в 2020-2021 году на рынок зашли сразу три оператора самокатшеринга. Запросы на электросамокаты в Казахстане догнали запросы на велосипеды, и намного превысили запросы на электровелосипеды. При этом существенных изменений с 2018 года в количестве и качестве велоинфраструктуры не было, чтобы назвать это причиной для роста.
Популярность запроса "электросамокат" в Казахстане (Google Trends)
Синий график — запросы на велосипед, желтый — запросы на электросамокат, красный — запросы на электровелосипед.
Детально о феномене электросамокатов можно прочесть ниже, пока остановимся на каждой проблеме подробнее.
Нет возможности приобрести средство микромобильности
Каждый человек, который задумывается об использовании велосипеда или электросамоката для целевых поездок — на работу или учебу — сперва сталкивается с вопросом выбора и покупки. Первый его вопрос наверняка не "где я буду ездить?", а "на чем я буду ездить?". И начинается этот процесс с изучении рынка. Для большинства стоимость хорошего велосипеда или электросамоката становится проблемой, потому что покупка качественного транспорта — удовольствие недешевое.

По данным магазина Kaspi самые дешевые варианты велосипедов находятся в диапазоне 50–100 тысяч тенге. Но действительно качественные велосипеды находятся в ценовом диапазоне от 200 тысяч и выше, а электровелосипеды от 300 тысяч тенге. В своем большинстве транспорт доступен для покупки в рассрочку. Для студентов или людей с низкой зарплатой такая цена существенная, так как в рассрочку ежемесячно в течение года придется отдавать минимум по 16 тысяч тенге. Для сравнения, за 16 тысяч тенге в Алматы можно совершить 200 поездок в месяц на автобусе, при стоимости 80 тенге за проезд. Это 6 поездок в сутки, то есть 3 человека могут съездить туда и обратно, либо 2 человека с одной пересадкой.

Электросамокат можно купить дешевле, от 167 тысяч тенге (Xiaomi Mijia 1s). В рассрочку это 10580 тенге в месяц на 1 год. Самокат обойдется в 480 тенге в сутки, если ездить только по будням, или 350 тенге каждый день.
Нет возможности хранить транспорт дома, на работе или учебе
Хранение велосипеда дома станет следующим вопросом, с которым столкнётся потенциальный пользователь велоинфраструктуры.

Где я буду хранить?
Как я буду его заносить домой?
Украдут ли его, если я оставлю его в подъезде или на парковке.
Что будет, если пойдет дождь или снег?


Это вопросы, на которые нужно найти удовлетворительные ответы.

Сейчас сложно представить, чтобы возле дома во дворе была обычная велопарковка, не говоря уже о серьезном надежном хранилище. За редким исключением можно найти велопарковки в закрытых охраняемых жилых комплексах, однако в основном там хранят детские или дешевые велосипеды, которые представляют мало интереса для любителей воровать. В большинстве случаев охрана не берет на себя ответственность за оставленное имущество, даже если транспорт был пристегнут на трос или цепь.

Намного легче вопрос решается для владельцев электросамокатов. Большинство моделей не занимают много места, они складываются и их вес и позволяет нести их на этаж в руках. Еще легче, когда в доме имеется лифт. Совсем иначе обстоит дело, если пользователь хочет приобрести велосипед или электровелосипед. Последние занимают много места в квартире и имеют достаточно большой вес — от 20 килограмм и выше.

Аналогичные вопросы касаются хранения велосипедов возле места работы или учебы. В большинстве случаев, максимум, что могут предложить работодатели — это уличная велопарковка без защиты от осадков, на свой страх и риск.

Опять же, все проще с электросамокатами. Некоторые работодатели позволяют заносить электросамокаты в офис и хранить их возле или даже под столом. Там, где этого делать нельзя, руководство может пойти на встречу и делают специальные парковки внутри здания под надзором охраны, даже с возможностью подзарядки. Велосипеды же остаются изгоем.
Нет душевых и раздевалок на работе или учебе
Поездка на велосипеде сопровождается неприятным эффектом — потоотделением. Такая проблема не стоит для владельцев электротранспорта. Но для владельцев велосипеда это действительно барьер для поездок, так как самому будет неприятно, а также можно создать дискомфорт коллегам на работе. Особенно эта проблема усиливается за счет рельефа города, когда для поездок наверх нужно приложить намного больше усилий.

Наличие раздевалок и душевых на рабочих местах и в учебных заведениях могли бы решить эту проблему, однако такая практика у нас не распространена.
Цепочка проблем
Для того, чтобы житель Алматы стал пользователем инфраструктуры, нужно, чтобы сложилась цепочка из положительных ответов на поставленные вопросы.

  1. Сначала нужно решить финансовый вопрос. Самые простые велосипеды могут быть дешевыми, однако качественные или электровелосипеды могут сильно ударить по карману. А так как город у нас с уклоном, покупка велосипеда всегда ставится под вопрос. Электросамокаты выглядят получше в этом плане, но дальность поездки зависит от заряда батареи и может быть ограничением.
  2. Если финансовый вопрос решен, то нужно решить вопрос хранения транспорта дома. С электросамокатом тут все проще, однако для велосипеда и электровелосипеда это головная боль.
  3. Если есть где хранить транспорт дома или возле, то встает вопрос хранения на месте работы или учебы. Тут может быть проще с электросамокатами, но вряд ли с велосипедами и электровелосипедами. Если руководство заядлые автомобилисты и противники экологичного транспорта, то условий может не быть вовсе.
  4. Если все предыдущие проблемы решены, то остается проблема с душевыми и раздевалками. Для электросамокатов и электровелосипедов это не проблема вовсе. Однако это сильный барьер для велосипеда. Но вам может повезти с велосипедом, если для поездки на работу вы едете с ветерком вниз, а после работы едете наверх в качестве спортивной прогулки — по приезду домой можно принять душ.
Парковка для самокатов в ТЦ Достык Плаза. Форум https://www.skyscrapercity.com/ "Велотранспорт, Самокаты и пр. | Micromobility", автор kjnb
Все проблемы и их степень я отразил в матрице, которую вы можете посмотреть ниже
Устранение барьеров: электросамокаты и самокатшеринг
Электросамокат — это удобный и доступный транспорт для города. Распространению электросамокатов в Алматы поспособствовали несколько факторов. Во-первых, это само развитие и удешевление технологии: стал доступен электромотор и электроника. Остальные факторы это:

  1. Электросамокаты простые в обращении, на нем можно научиться ездить с первой поездки, что не скажешь о велосипеде и электровелосипеде.
  2. Рельеф Алматы горный, поэтому город находится под уклоном, что делает велосипед тяжелым для поездок вверх, что сравнимо с физическими упражнениями в спортзале. Это делает велосипед невозможным транспортом для большинства жителей, особенно для девушек, пожилых и людей с физическими ограничениями. Электросамокаты решили эту проблему.
  3. Электросамокаты дешевле электровелосипедов. По данным Kaspi (10 августа 2021 год), хороший электровелосипед будет стоить от 250–300 тысяч и выше. А электросамокаты стоят от 167 тысяч, например, Xiaomi 1s.
  4. Хранить электросамокат проще как дома, так и на работе. Он складывается и не займет много места в прихожей или под офисным столом. Его проще нести в руках и поднимать на этаж.
  5. При езде на электросамокате не нужно производить работы, а значит не придется потеть и ощущать дальнейший дискомфорт. Это устраняет необходимость в раздевалках и душевых на рабочем месте.
  6. Электросамокат можно зарядить в любом месте, где есть розетка. А при невозможности это сделать, его можно поместить в багажнике обычного такси. Однако это и минус одновременно, так как без должного планирования можно остаться без заряда и не доехать до дома.
  7. Самокатшеринг способствует развитию электросамокатов как транспорт. Например, люди могут сделать пробную поездку на самокатшеринге, чтобы ощутить все прелести электротранспорта. Однако стоимость поездок на самокатшеринге достаточно дорогая, чтобы использовать его для ежедневных поездок.
К недостаткам самокатшеринга можно отнести:

  1. Проблема планирования поездки, когда в ближайшем радиусе электросамокат либо отсутствует, либо нет достаточного заряда батареи. Также самокат может быть неисправен. Эта проблема обычно решается оператором шеринга — отлаженным сервисом по ребалансировке и обслуживанию система, изучением паттерна спроса.
  2. Так как самокатшеринг — это бездоковая система — то есть нет фиксированных станций — то планирование усложняется еще тем, что никогда не знаешь, где окажется ближайший самокат, в какую сторону придется идти. Такая проблема решается определением зон постоянной парковки электросамоката, аналогично как это было с каршерингом Anytime в первое время. Такой подход может быть удобен как для пользователей, так и для обслуживающего персонала — снижаются ресурсы на сбор и поиск.
  3. Зона действия самокатшеринга не покрывает все районы города. Сервис может быть недоступен там, где вы работаете или живете. Однако со временем зона сервиса увеличивается.
Устранение барьеров: велосипед
Про основные проблемы велосипеда было уже сказано ранее, однако стоит поговорить о том, какие меры нужно предпринять, чтобы решить большую часть из них.

  1. Чтобы решить проблему покупки велосипеда, в городе нужно создавать и поддерживать социальные проекты по прокату велосипедов. Люди могли бы брать велосипеды в аренду на год или на месяц, за доступную стоимость. В мире такие проекты называют вело-библиотекой, потому что по своему принципу это похоже как взять почитать книжку на время.
  2. Должны быть проекты, которые бы помогали людям научиться ездить на велосипеде. Есть секции, где учат плавать, есть автошколы, однако услуги обучения езде на велосипеде — это редкость.
  3. Для решения проблем с хранением велосипеда, нужно создавать надежные и безопасные хранилища на территориях жилых комплексов, в микрорайонах, возле бизнес-центров и на пересадочных узлах, станциях метро. Это могут быть крытые охраняемые парковки, либо закрытые индивидуальные боксы.
  4. Также в Европе распространена практика, когда на рабочем месте имеется душевая и раздевалка. В нашем случае можно было бы пользоваться услугами душевых и раздевалок в ближайших от места работы фитнес и спортзалах. Благо, таких в центре много.
Многие думают, что в Европе все хорошо с велосипедным транспортом, потому что там хорошие велодорожки, однако мало кто принимает во внимание, что в первую очередь там хорошо обстоят дела с безопасностью хранения велосипедов. Например, в европейских городах на вокзалах и крупных станциях метро, перехватывающих парковках, имеются хранилища для 500–1000 и более велосипедов. Люди приезжают в город на электричке, садятся на свой велосипед и едут на работу в центр, а вечером возвращают велосипед на хранение. В городе велосипеды паркуют на обычных велопарковках возле офиса, так как это позволяет уровень безопасности.

В Японии велосипеды хранят возле подъездов в специальных зонах, где их никто не трогает, а также у японцев имеются автоматизированные велопарковки под землей.

Устранение барьеров: велошеринг
Велошеринг может также стать отличным решением для входа пользователя в микромобильность. О достоинствах и недостатках велошеринга Алматы Байк можно назвать:

  1. Дешевая стоимость поездки — это сильный аргумент. Абонемент на 1 год стоит 10000 тенге, на 3 месяца стоимость 6000 тенге. Для студентов и пенсионеров действует скидка 50%. С годовым абонементом за 10000 тенге нужно сделать всего 125 поездок, чтобы каждая поездка обошлась в 80 тенге, как на автобусе.
  2. Велошеринг решает проблему с хранением велосипеда дома или на работе, так как у Алматы Байк есть станции, которые расположены по всему городу.
  3. Однако из-за низкой плотности размещения, ближайшая станция может находиться на значительном расстоянии и до нее придется топать пешком. Особенно это неудобно, если находится станция не по пути. Алматы Байк — это велошеринг третьего поколения, доковая система. А значит парковать и брать велосипеды можно только на станциях. Но, с другой стороны, в этом плюс, потому что так легче планировать свой маршрут — вы всегда знаете где расположена ближайшая станция. Проблема с плотностью решается уплотнением сети дополнительными станциями.
  4. Еще одним минусом может быть отсутствие свободного велосипеда или свободного слота для парковки. Поэтому перед походом к станции нужно всегда проверять их наличие. А также доступные велосипеды могут быть в нерабочем состоянии. Во всем мире это решается это своевременной ребалансировкой системы, а также своевременным ремонтом велосипедов.
    В этом году Алматы Байк планирует починить 1000 велосипедов — заменить панели, которые вышли из строя, а также улучшить ребалансировку за счет увеличения количества грузовых автомобилей.
  5. Станции велошеринга может не быть в районе, где вы работаете или живете. Поэтому воспользоваться системой будет невозможно, либо до станции придется как-то добираться, но это не эффективно. Такая проблема решается расширением зоны действия системы — установкой станций там, где они необходимы.
    В следующем году Алматы Байк планирует увеличить количество станций, увеличив зону покрытия системой. Однако, хотелось бы не забывать и про плотность.
  6. Также недостатком велошеринга, как и у велосипеда, является необходимость крутить педали, а значит потеть . Однако если вы едете на работу вниз, то вы приедете сухой и свежий. А по дороге домой можете совмещать поездку со спортом, главное не убить колени.
Фото: inalmaty.kz
Устранение барьеров: электровелосипеды в велошеринге
Если проблемы обычного велошеринга с наличием и плотностью станций, доступностью велосипедов и парковок — это головная боль оператора, то наличие электровелосипедов в шеринге может решить основную проблему — поездки наверх. Тогда пользователи не будут потеть и не будут нуждаться в раздевалках и душевых.
Алматы Байк планирует закупить новую систему с электрическими велосипедами в следующем году при условии, что акимат проспонсирует проект.

Стоимость электро-велошеринга должна быть доступной для жителей, однако не быть бесплатной. Сейчас это фактически так с велошерингом Алматы Байк. Поездка на велосипеде до 30 минут бесплатная, но можно припарковать и снова взять велосипед в прокат, чтобы обнулить счетчик. Алматы Байк — это социальный проект, финансируемый государством, поэтому надежда на то, что абонемент на электро-велошеринг будет доступный.
Матрица преодоления барьеров
"Каковы, по вашему мнению, 3 основных препятствия для развития велосипедной культуры в г. Алматы? (выбрать 3 варианта ответа)". Опрос жителей г.Алматы в рамках работ по подготовке Стратегии развития велосипедных и пешеходных перемещений Алматы, НИИТК, 2020г.
Ссылки:

  1. Кейсы с парковками в Европе — https://ec.europa.eu/transport/themes/urban/cycling/guidance-cycling-projects-eu/cycling-measure/cycle-parking_en
  2. Ссылка на Kaspi магазин — https://kaspi.kz/shop/search/?text=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D1%8B&qs=suggestion
  3. Про душевые и спортзалы — https://bit.ly/37vlduR
Автор статьи: Ербол Султанбаев
Оригинал статьи доступен на Medium