Адиль Нурмаков: Фонд Сорос-Казахстан в течение двух лет поддерживал конкурсы проектов, которые проводились совместно с Urban Forum Kazakhstan. Первый был маппингом городского активизма, а второй возвестил о наших приоритетах: развитие полицентричности и социального капитала в нецентральных районах. На третий год фонд решил не проводить конкурс, вместо чего поддержал продолжение некоторых проектов прошлых двух лет. Чем было продиктовано это решение?
Сауле Мамаева: Чтобы ответить на этот вопрос, поясню в двух словах, как появились эти конкурсы и почему Фонд Сорос-Казахстан стал их поддерживать. На самом деле, первый конкурс был реакцией на действия городской администрации. В 2015 году на первом мероприятии Urban Forum Almaty замакима презентовала стратегию развития Алматы до 2020 года, где одним из пунктов было развитие «города активных граждан». На тот момент нам и нашим партнерам сложно было представить, кто они – активные горожане, и какого рода активизм они готовы продвигать. Мы решили провести этот конкурс, чтобы посмотреть, что происходит в городе, какой есть потенциал у горожан.
Мы сразу же увидели: из 80 заявок менее 10% видели активизм как долгосрочную работу по качественному изменению процессов принятия решения и механизмов городского развития. Специальным жюри было поддержано 8 проектов – как раз те самые 10%. Это проекты, которые ставили целью качественное изменение, но в то время, чтобы прийти к этой цели, им надо было решить ряд сложных задач, сделать пилотные проекты. Порой одна задача могла растянуться на два года - например, у Archcode Almaty, который пытался систематизировать огромный массив информации. Естественно, что в рамках одного года невозможно достичь больших результатов, и надо подходить к теме поэтапно. Уже тогда стало ясно, что с кем-то мы продолжим работу, потому что невозможно, начав, бросить партнеров на полпути.
С другой стороны надо понимать, что у многих городских проектов, которые мы поддержали, и вообще в этом поле, пока нет систематизированного опыта, часто не хватает компетенций, которые приходится наращивать по ходу деятельности. Мы со своей стороны пытаемся помочь партнерам тренингами.
Второй конкурс был объявлен на основе осознанной нами необходимости работы в нецентральных районах, работы с людьми, формирования сообществ. Эта задача – на годы. Кроме того, нам необходимо включать казахоязычное население, потому что на данный момент подавляющее большинство проектов его не вовлекают, мероприятия не проходят на казахском языке. Это неправильно, ведь таким образом, половина – если не больше половины города – выпадает из этого процесса.
Для того, чтобы узнать темы городского развития, которые волнуют казахоязычное население, мы работаем с действующими партнерами. Urban Forum Kazkahstan проводит исследование на эту тему. У проектов в «Тастаке» и в Карасу также появились компоненты по вовлечению казахоязычного населения. Происходит это пока слабо и мы пытаемся понять, с чем это связано – языковой барьер или что-то еще. Все наши конкурсы публикуются на двух языках, мы принимаем заявки и на казахском, и на русском языках. К сожалению, в прошедших двух конкурсах процент казахоязычных заявок был крайне низким.
Еще один важный момент – в конкурсе и в проектах, которые мы поддержали в 2017 году, мы увидели потенциал к распространению их опыта. «Театр соседей», Карасу и другие проекты – насколько этот опыт уникален для каждой локации? Или его можно использовать и в других районах или других городах?
Почему не было третьего конкурса? Потому что при всем оптимизме от успешности некоторых проектов, при всех заявлениях об открытости администрации, статус-кво прежний. Процесс принятия решений в городе очень авторитарен, закрыт. Механизмы участия граждан эпизодичны, выборочны, малоэффективны и непонятны горожанам. Отсюда было принято решение – вместо того, чтобы поддерживать новые проекты, которым придется работать в тех же заданных рамках, мы поддержим тех, кто имеет потенциал к изменению статус-кво. Это вопрос эффективности финансирования, а точнее – социальных инвестиций, которые мы делаем, как донорская организация.
Здесь важно отметить – это не Фонд Сорос-Казахстан хочет изменения статус-кво. Мы поддерживаем людей и организации, которые сами определяют направление своей деятельности и методы работы. Мы делаем выбор из поступающих заявок, а не даем задание гражданскому обществу. Адилю Ажиеву интересна проблема архитектурной идентичности. Его инициатива – сделать так, чтобы процесс включения / исключения архитектурных объектов в охранные списке был прозрачен и в нем могла участвовать общественность. Фонд Сорос-Казахстан об этой теме даже не знал до конкурса.
Да, есть проекты, которые достигнув своей цели, решают не двигаться дальше. У нас был замечательный проект, связанный с развитием открытости и привлекательности музеев Алматы. В тот год они провели массу работы и решили, что на этом их задача выполнена. Говорить в целом об открытости музейной системы, о ее модернизации они не стали – это их право.
С другой стороны, возьмем «Театр соседей» – у него долгосрочные цели по развитию пространства и сообщества, которое самоорганизуется для создания и свободного использования общественного пространства по своему усмотрению. Здесь тоже нет речи о структурных или процедурных изменениях, но этот проект совершает очень большой ментальный скачок, давая жителю микрорайона возможность использовать общественное пространство, управлять им и нести за него ответственность.