Мобильная устойчивость в период пандемии. Часть 1
Как общественный транспорт может безопасно соединять людей с рабочими местами
в период пандемии
Общественный транспорт в пандемию переживает тяжелые времена. Он и в обычное время зачастую убыточен, а сейчас и вовсе поставлен на грань выживания. Появились новые издержки: протоколы эпидемиологической безопасности – СИЗы для водителей, дезинфекция, социальная дистанция пассажиров и пр. Учитывая неопределенность в отношении пандемии, восстановление займет много времени, и люди будут предпочитать менее «контактные» виды поездок, в частности на автомобилях, считают некоторые.
С этим не согласен Артуро Ардила-Гомез, глобальный эксперт по городской мобильности и ведущий экономист по транспорту во Всемирном банке. Он считает, что такое мнение основано не на фактах, а на ощущениях (частое заблуждение прогнозистов), и ставка на автомобилизацию не только замедлит восстановление экономики после пандемии, но и повлечет дополнительные проблемы – в отличие от устойчивых видов перемещений (т.е., пешеходных, велосипедных и на общественном транспорте). На вопрос следует смотреть с точки зрения здравоохранения, экономики, социальной сферы и экологии.
По оценкам Международной организации труда, 1,6 миллиарда человек рискуют потерять средства к существованию из-за Covid-19. Многие из них являются неформальными работниками, которые не могут получить пособия по безработице или другие виды социальной помощи. Около 39 миллионов человек уже потеряли работу в США, еще 31 миллион – в Латинской Америке. Высоки риски того, что многие из этих рабочих мест исчезнут навсегда. Более 436 млн предприятий по всему миру могут прекратить работу. До 580 миллионов человек могут попасть в нищету, и еще 130 миллионов окажутся на грани голода.
Даже такой недолгий карантин может навредить миллионам людей и рынку труда в целом. Если ограничения будут более продолжительными, сократится и средний класс, и налоговые поступления. Чтобы избежать этого, страны стремятся оживить свою экономику, одновременно сводя к минимуму риск заражения. В этой задаче ключевая функция у транспорта: как соединить людей с рабочими местами и сделать это максимально безопасно и устойчиво.
Пока мир борется с пандемией и ее экономическими последствиями, не следует забывать о климатическом кризисе. Хотя карантинные меры и помогли временно сократить выбросы парниковых газов, уровень углекислого газа в атмосфере по-прежнему являются самыми высокими в истории человечества. На транспортный сектор уже приходится четверть выбросов. Все, кто принимает решения о том, как мир будет восстанавливаться после Covid-19, должны работать над созданием модели, которая поможет одновременно решать задачи в здравоохранении, экономике и экологии. Решения по устойчивой мобильности станут её ключевой частью.
Все изображения: Pixabay