Новости на главной

Urban Forum Kazakhstan призывает к немедленному пересмотру поправок к Закону РК «О дорожном движении»

Urban Forum Kazakhstan призывает к немедленному пересмотру поправок к Закону РК «О дорожном движении», которые отбрасывают назад развитие микромобильности в городах Казахстана, ставят под угрозу целые сектора экономики, а главное – представляют опасность жизням людей.

Электросамокаты, велосипеды и другие средства индивидуальной мобильности произвели революцию в современной городской мобильности и транспортных предпочтениях горожан, значительно снижая нагрузку на улицы и экологию городов. Их роль признается на уровне передовых городов, национальных правительств, а также авторитетных международных организаций.

Казахстан не стал исключением из мировых трендов. Анализ продолжительности поездок, география передвижений пользователей и их средний возраст – 27 лет – показывают, что горожане больше используют самокат именно как транспортную альтернативу, а не как развлечение.

Тем не менее, новый закон выбрал путь жестких ограничений и запретов вместо того, чтобы обеспечить безопасность и способствовать правильной адаптации микромобильности в современном городе. Мы подчеркиваем, что нормы, фактически вытесняющие средства индивидуальной мобильности с тротуара на проезжую часть прямо угрожают жизни и здоровью пользователей электросамокатов. У самоката очень низкая видимость и «слышимость» в потоке, и его движение по обочине станет дополнительным фактором аварийности для водителей более крупного транспорта. При возникновении ДТП ответственность понесут именно они. Данный риск реален, подтверждается характером и интенсивностью автомобильного движения, и имел прецеденты в прошлом. Он совершенно непропорционален той опасности, которую средства индивидуальной мобильности якобы несут для пешеходов: такая угроза не имеет фактического подтверждения в статистике и не сравнима по тяжести возможных последствий столкновения с ДТП на дороге.

Данные по добровольному страхованию поездок на шеринговых электросамокатах показывают, что частота инцидентов во время поездок крайне низка: в среднем одна авария происходит на более чем 200 тыс. поездок, что примерно в 5,5 раз меньше частоты аварий с участием автомобиля.

Кроме того, и правоохранительные, и местные исполнительные органы признают, что не имеют ни технической возможности, ни человеческих ресурсов для контроля исполнения новых требований закона, особенно в отношении персональных электросамокатов. С другой стороны, у централизованных цифровых платформ по их прокату имеются широкие возможности по контролю скоростного режима и движения, в целом. Сотрудничество государства и сервисов по краткосрочной аренде электросамокатов помогло бы разработать действительно эффективные правила и обеспечить их выполнение.

Также, мы обращаем внимание на противоречащее здравому смыслу требование о наличии водительских прав для езды на электросамокатах, которое немотивированно ограничивает пользователей в выборе альтернативных видов транспорта. Данное требование потенциально увеличит количество людей, которые сделают выбор в пользу личного автомобиля вместо более компактных и экологичных средств мобильности, что негативно скажется на плотности трафика и экологии. Также, искусственное снижение привлекательности электросамокатов заставит многих пользователей вернуться в общественный транспорт, что увеличит нагрузку на уже перегруженную систему общественного транспорта. Более того, наличие у самокатчика прав любой категории не сделает его более заметным и менее уязвимым на проезжей части.

Аналитика показывает, что, если проложена велодорожка или велополоса, самокатчики двигаются именно по ней. Города Казахстана, осознавая требования времени и Целей устойчивого развития ООН, разрабатывают политики для стимулирования альтернативных видов транспорта и развития инфраструктуры для микромобильности, включая связанные сети безопасных велополос. Например, в Программе развития Алматы микромобильность как один из приоритетов упоминается 16 раз. Многие городские администрации и органы полиции уже не первый год эффективно сотрудничают с шеринговыми платформами для контроля скоростного режима, запрета на въезд в определенные зоны, наведения порядка в парковке средств индивидуальной мобильности, обучении пользователей и привлечении к ответственности нарушителей правил пользования.

Мы поддерживаем усилия властей по формированию в городах современной развитой инфраструктуры, а также их диалог со всеми заинтересованными сторонами, включая бизнес, экспертов и пользователей. Правовое поле в национальном масштабе тоже следует разрабатывать ответственно, с привлечением компетентных экспертов, с основой на достоверных данных. Запреты могут показаться самым простым путем, но это далеко не самый лучший способ регулирования. Поддерживать микромобильность и усилить безопасность, выбрать приоритетом развитие, а не ограничение, вовлекать в выработку решений всех, кто профессионально владеет вопросом, учитывать лучшие мировые практики – таким должно быть умное регулирование. Добавим, что проект поправок не прошел ни одной экспертизы (научной, отраслевой, антикоррупционной) и обсуждения на портале «Открытые НПА». Мнение экспертов и бизнеса, участвовавших в парламентских обсуждениях, было полностью проигнорировано.

Urban Forum Kazakhstan призывает к немедленному пересмотру поправок к

Закону РК «О дорожном движении», которые отбрасывают назад развитие

микромобильности в городах Казахстана, ставят под угрозу целые сектора

экономики, а главное – представляют опасность жизням людей.

Мы против предложения депутатов «посмотреть на правоприменение и через

полгода вернуться к обсуждению», так как считаем недопустимым

предложение поэкспериментировать с жизнями людей, поставив их в

заведомо опасные условия, и настойчиво призываем немедленно

приостановить введение поправок в законную силу и созвать рабочую

группу из специалистов, независимых экспертов и представителей бизнеса

по выработке новой редакции закона и правил дорожного движения.