Новости на главной

Позиция UFK по проекту ЛРТ в Талгар

Urban Forum Kazakhstan на протяжении последнего года на разных уровнях поднимал тему возобновления проекта скоростного трамвая в Алматы. Мы убедительно показали важность этого транспортного решения для города, проанализировали причины, по которым он до сих пор не реализован, разъяснили его преимущества.

За этот период произошел значительный сдвиг в общественном восприятии скоростного трамвая. Его необходимость стала практически общепризнанна, и единственным предметом критики остается кризис доверия к крупным инфраструктурным проектам и к власти в целом, опасения коррупции и нецелевого расходования средств.

На днях в Общественном совете обсуждался новый проект трамвайной ветки, которая должна соединить Алматы с пригородами в восточном направлении. Мы приветствуем сам факт того, что тема переходит на новый уровень обсуждений, но должны отметить несколько моментов, по которым хотелось бы получить разъяснения от разработчиков.

1. Финансирование. Непонятны финансовый план и модель устойчивости данного проекта. Упоминается, что проект будет реализован полностью за счёт частных инвестиций. Однако, для понимания будущей схемы возмещения инвестору затрат, сравнения с альтернативными схемами финансирования и предотвращения очередного долгостроя, уже сейчас требуется детальная и прозрачная финансовая информация, прошедшая экспертизу.

2. Техническая документация. Заявляя о готовящемся проекте, акиматы города и области должны иметь чёткое понимание того, насколько он продуман с точки зрения планируемого маршрута, пассажиропотока, инженерно-транспортной инфраструктуры, технологий, энергоснабжения, поставщикам, подвижному составу, а также кто и сколько лет планирует его эксплуатировать.

Вопросы качества проектирования особенно актуальны в свете заявленного плана начать строительство уже в 2022 году. В Казахстане до сегодняшнего дня не было реализовано ни одного проекта ЛРТ, соответственно, у местных специалистов нет достаточного опыта, а компания, предлагающая нынешний проект, была создана около года назад. В связи с этим необходимо понять, были ли компанией привлечены консультанты и, если да, то из каких стран и каков их опыт реализации подобных проектов.  

3. Последующее управление. Ключевым вопросом при планировании таких проектов является то, как созданная инфраструктура будет обслуживаться и управляться. Это требует проработки не только операционно-технических, но и организационных аспектов, обучения и повышения квалификации персонала и т.п.

Обеспечение эффективной связки Алматы с агломерацией и развитие скоростных видов транспорта внутри города – важная задача. Для того, чтобы обеспечить качество проекта и повысить доверие к нему, мы считаем необходимым максимально четко проработать перечисленные моменты. Над проектом должны работать не только городская администрация, но и акимат Алматинской области. К работе важно привлечь независимых местных и зарубежных консультантов в формате рабочей группы, а также обеспечить прозрачность и профессионализм процесса разработки проекта.