Городские власти Алматы установили знаки, запрещающие переход через дороги, пересекающие пешеходную аллею на проспекте Гагарина. Это нововведение в корне противоречит пирамиде транспортных приоритетов, согласно которой в городском пространстве наивысший приоритет отдается пешеходам.
Urban Forum Kazakhstan выступает категорически против данного решения для разграничения потоков. Оно является формальным, не учитывающим принципы комфортной среды. Запретительные меры вместо более продуманных решений для каждого перекрестка полностью лишают смысла недавно благоустроенный променад аллеи. Кроме того, знаки будут стимулировать водителей автомобилей агрессивнее пересекать бульвар, не сбавляя скорость, не обращая внимания на пешеходов. Это приведет не к снижению, а к увеличению дорожных конфликтов и негативно скажется на безопасности.
После проведения реконструкции бульвар на проспекте Гагарина стал локальной парковой зоной, в которой проводит свое время огромное количество горожан. Спортивные и детские площадки, озеленение, прогулочные маршруты, велодорожка, различные малые архитектурные формы и другие точки притяжения генерируют значительный пешеходный трафик на этой локальной рекреационной зоне.
Естественным образом эта аллея также играет важную транзитную роль. Именно по этой причине во время реконструкции пешеходную тропу сделали сквозной, а дизайн аллеи предполагает прямой переход пешеходами всех улиц, которые пересекают бульвар. Исключение составляют крупные магистрали, такие как ул. Сатпаева и пр. Абая. На всех остальных улицах предполагается, что пешеходы пересекают дорогу напрямую по бульвару.
Призываем городские власти не перекладывать ответственность за возможные ДТП на пешеходов - самых уязвимых участников дорожного движения, - а использовать другие, по-настоящему работающие инструменты обеспечения безопасности и комфорта для пешеходов.
Решение по каждому перекрестку необходимо принимать индивидуально, на основе конструктивных особенностей участка и существующих транспортных и пешеходных потоков.
На одних участках это могут быть средства успокоения трафика в виде искусственных неровностей, приподнятых пешеходных переходов и сужения проезжей части. В других случаях можно, например, убрать левые повороты с / на проспект Гагарина для исключения конфликтных точек. Также можно использовать решения с конструктивной переделкой всего перекрестка, новыми решениями по управлению транспортными и пешеходными потоками, установкой светофорных объектов.
Каждое пересечение требует вдумчивых и инновационных транспортно-инженерных решений вместо расстановки запретительных знаков по маршруту пешеходных путей. Вместо того, чтобы обеспечить безопасность пешеходных переходов на бульваре по проспекту Гагарина, акимат проявил бездействие и предпочел пойти по самому легкому пути, «наказав» пешеходов и велосипедистов.
Какое бы из предложенных решений ни было принято, мы считаем, что знаки, запрещающие пешеходное сообщение по бульвару, необходимо демонтировать незамедлительно, нанести временную разметку пешеходных переходов, установить стенды с разъяснительной информацией о том, что на время разработки решений по улучшению безопасности дорожного движения организован временный нерегулируемый пешеходный переход.