Urban Forum Kazakhstan проанализировала платформенную занятость в Казахстане. Оказалось, что хотя более 500 тысяч, или примерно 5-6% от общего числа работающего населения в Казахстане зарабатывают через платформы, остаются открытыми вопросы налогового статуса и социальной защищенности таких работников.
Исследование доступно на сайте urbanforum.kz и по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1Zu8g3KquGF41fGQVWmwDRLky32JL3GTu/view?usp=sharing
Исследование доступно на сайте urbanforum.kz и по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1Zu8g3KquGF41fGQVWmwDRLky32JL3GTu/view?usp=sharing
Выбор платформенной занятости и нагрузка на работника
Самые популярные сегменты платформенной занятости в Казахстане — такси и курьерская доставка. На этом рынке работают крупные глобальные игроки — Wolt, Glovo, «Яндекс.Go» — и казахстанский Chocofood/Рядом. Рынок пассажирских перевозок на такси внутри города в основном занимает сервис «Яндекс.Go», а между городами — InDriver.
Чаще всего работники выбирают платформенную занятость из-за свободного графика. Это дает возможность работать по необходимости, совмещая этот процесс с учебой или основной работой. Отсутствие начальства — еще один плюс: это позволяет работать без давления со стороны. Роль играет и хороший заработок — как важный, хотя и не всегда стабильный фактор.
Среднее количество заказов у курьеров в Казахстане варьируется от 5 заказов в день, если те работают около трех часов в сутки, до 15 заказов в день при более длинном рабочем дне. При этом, курьеры сталкиваются с трудностью выполнения более 10 заказов из-за усталости.
Водители такси совершают в среднем 3,7 поездок в час в зависимости от региона. Рекордсмены — в Кентау, где из-за небольших расстояний таксисты выполняют 5,9 заказов в час, а в конце списка — алматинские работники — 2 заказа в час.
Причины выбора конкретной платформы
Оказалось, что для водителей такси «Яндекс» удобен из-за автоматизированного распределения заказов, получения заказов из более низкого тарифного сегмента при простоях. Минус — высокие комиссии. inDrive привлекает меньшей комиссией и менее строгими требованиями к транспорту. При этом, водители inDrive имеют непостоянный поток клиентов и более низкий технологический уровень приложения.
Курьеры считают требования работы на платформе «Яндекс» самыми высокими, и некоторым оказывается трудно их соблюдать, что становится причиной перехода на другие платформы. При этом, среди опрошенных есть мнение, что в последнее время компания стала внимательнее относиться к обратной связи от пользователей и работников и вносить изменения в свои правила. Работники доставки очень положительно отзываются об условиях работы в Wolt, которая в конце рабочего дня собирает обратную связь от курьеров о работе приложения, заведений и о поведении клиентов.
Налогообложение и социальная защищенность
По мнению экспертов, пока регулирование платформенной экономики в Казахстане находится на этапе становления. Ключевые поправки в законодательство находятся в стадии разработки, а платформенные работники часто не охвачены социальным законодательством и остаются в серой зоне.
При этом, в декабре 2024 года в Астане и в Алматы завершился пилотный проект по тестированию нового режима налогообложения для водителей такси, который с июля 2023 года проводился с участием «Яндекс.Такси», Министерства труда и социальной защиты населения и Комитета государственных доходов Министерства финансов. В этом проекте водители были обязаны применять специальный налоговый режим с использованием мобильного приложения, а платформа сама начисляла и уплачивала налоги за их ИП. Пилотный проект ставил своей целью стимулировать водителей к выходу из тени через регистрацию ИП.
В проекте приняли участие более 70 тысяч человек, что обеспечило работникам социальные гарантии. Теперь в рамках нового Налогового кодекса обсуждается введение специального налогового режима «Платформенная занятость», который позволил бы расширить этот опыт.
Тем не менее, недостаточная открытость госорганов вызывают в обществе беспокойство о том, как именно будут урегулированы аспекты платформенной занятости. Многие платформенные занятые не верят в социальные гарантии и надеются на себя: они считают, что накопить на обеспеченную старость им придется самостоятельно.
Выход из теневого сектора
Многие наемные все еще продолжают работу без ИП: они считают, что после регистрации ИП налоговое бремя увеличится, в том числе и со временем. Одновременно с этим они знают, что при оформлении на платформе через ИП возникают дополнительные баллы по приоритету заказов. Но даже это пока не становится важным стимулом для платформенных наемных.
При этом, по планам правительства, к концу 2026 года все работающие через таксопарки будут переведены в статус платформенных работников с обязательной регистрацией ИП: это должно легализовать рынок. В то же время, сейчас обсуждается возвращение в законодательство понятия самозанятый, что может случиться в том же 2026 году. Если это произойдет, то платформенные работники смогут работать без ИП.
В любом случае, эксперты считают, что для платформенной экономики критически важно, чтобы государство активно сотрудничало с самими платформами. При этом значение имеет объем и качество госрегулирования: чрезмерно жесткий контроль ограничит конкуренцию и инновации, а отсутствие — приведет к рискам и нестабильности.
Самые популярные сегменты платформенной занятости в Казахстане — такси и курьерская доставка. На этом рынке работают крупные глобальные игроки — Wolt, Glovo, «Яндекс.Go» — и казахстанский Chocofood/Рядом. Рынок пассажирских перевозок на такси внутри города в основном занимает сервис «Яндекс.Go», а между городами — InDriver.
Чаще всего работники выбирают платформенную занятость из-за свободного графика. Это дает возможность работать по необходимости, совмещая этот процесс с учебой или основной работой. Отсутствие начальства — еще один плюс: это позволяет работать без давления со стороны. Роль играет и хороший заработок — как важный, хотя и не всегда стабильный фактор.
Среднее количество заказов у курьеров в Казахстане варьируется от 5 заказов в день, если те работают около трех часов в сутки, до 15 заказов в день при более длинном рабочем дне. При этом, курьеры сталкиваются с трудностью выполнения более 10 заказов из-за усталости.
Водители такси совершают в среднем 3,7 поездок в час в зависимости от региона. Рекордсмены — в Кентау, где из-за небольших расстояний таксисты выполняют 5,9 заказов в час, а в конце списка — алматинские работники — 2 заказа в час.
Причины выбора конкретной платформы
Оказалось, что для водителей такси «Яндекс» удобен из-за автоматизированного распределения заказов, получения заказов из более низкого тарифного сегмента при простоях. Минус — высокие комиссии. inDrive привлекает меньшей комиссией и менее строгими требованиями к транспорту. При этом, водители inDrive имеют непостоянный поток клиентов и более низкий технологический уровень приложения.
Курьеры считают требования работы на платформе «Яндекс» самыми высокими, и некоторым оказывается трудно их соблюдать, что становится причиной перехода на другие платформы. При этом, среди опрошенных есть мнение, что в последнее время компания стала внимательнее относиться к обратной связи от пользователей и работников и вносить изменения в свои правила. Работники доставки очень положительно отзываются об условиях работы в Wolt, которая в конце рабочего дня собирает обратную связь от курьеров о работе приложения, заведений и о поведении клиентов.
Налогообложение и социальная защищенность
По мнению экспертов, пока регулирование платформенной экономики в Казахстане находится на этапе становления. Ключевые поправки в законодательство находятся в стадии разработки, а платформенные работники часто не охвачены социальным законодательством и остаются в серой зоне.
При этом, в декабре 2024 года в Астане и в Алматы завершился пилотный проект по тестированию нового режима налогообложения для водителей такси, который с июля 2023 года проводился с участием «Яндекс.Такси», Министерства труда и социальной защиты населения и Комитета государственных доходов Министерства финансов. В этом проекте водители были обязаны применять специальный налоговый режим с использованием мобильного приложения, а платформа сама начисляла и уплачивала налоги за их ИП. Пилотный проект ставил своей целью стимулировать водителей к выходу из тени через регистрацию ИП.
В проекте приняли участие более 70 тысяч человек, что обеспечило работникам социальные гарантии. Теперь в рамках нового Налогового кодекса обсуждается введение специального налогового режима «Платформенная занятость», который позволил бы расширить этот опыт.
Тем не менее, недостаточная открытость госорганов вызывают в обществе беспокойство о том, как именно будут урегулированы аспекты платформенной занятости. Многие платформенные занятые не верят в социальные гарантии и надеются на себя: они считают, что накопить на обеспеченную старость им придется самостоятельно.
Выход из теневого сектора
Многие наемные все еще продолжают работу без ИП: они считают, что после регистрации ИП налоговое бремя увеличится, в том числе и со временем. Одновременно с этим они знают, что при оформлении на платформе через ИП возникают дополнительные баллы по приоритету заказов. Но даже это пока не становится важным стимулом для платформенных наемных.
При этом, по планам правительства, к концу 2026 года все работающие через таксопарки будут переведены в статус платформенных работников с обязательной регистрацией ИП: это должно легализовать рынок. В то же время, сейчас обсуждается возвращение в законодательство понятия самозанятый, что может случиться в том же 2026 году. Если это произойдет, то платформенные работники смогут работать без ИП.
В любом случае, эксперты считают, что для платформенной экономики критически важно, чтобы государство активно сотрудничало с самими платформами. При этом значение имеет объем и качество госрегулирования: чрезмерно жесткий контроль ограничит конкуренцию и инновации, а отсутствие — приведет к рискам и нестабильности.