Новости на главной

К вопросу о проекте дизайн-кода Алматы

В настоящее время идет обсуждение проекта дизайн-кода Алматы. Это третья версия документа, который будет определять основные правила организации среды и визуальный язык города.

Мы считаем, что проделана большая работа, благодаря чему заметен очень большой прогресс по сравнению с тем, что представлял из себя проект дизайн-кода в 2019 году. Если исходить из того, что этот документ будет гибким, динамичным и реагирующим на особенности его применения, то это дизайн-код, с которым можно работать.

Ниже приведены наши первоначальные рекомендации, составленные на основании представленного общественности проекта и комментариев разработчиков.

В текущем виде дизайн-код чрезмерно сконцентрирован на частностях внешнего вида городской среды. Основной задачей любой новой политики (а дизайн-код представляет собой новую политику на уровне города в сфере урбанистики) должно быть достижение значимых для общества результатов, таких как повышение качества жизни и улучшение функциональных характеристик среды.

Частично эта работа начата нынешним проектом дизайн-кода в разделе о доступности входных групп. В перспективе, по мере применения этих требований в реальной жизни, следует разработать конкретные рекомендации по обеспечению доступности входных групп переоборудованных первых этажей применительно к каждой серии жилого дома.

Сюда же относится необходимость приведения к первоначальному виду плоской кровли жилых и административных зданий, которые были перестроены в одно- или двухскатные крыши. Форма кровли является не только элементом дизайна фасада здания, но и прямо влияет на качество городской среды и ее использование жителями и бизнесами.

Дизайн-код не должен ограничиваться задачей эстетизации среды. Размещение муралов, например, должно быть вторичным по отношению к более значимым вопросам улучшения эксплуатационных характеристик здания и повышения комфорта проживания в них, в т.ч. посредством сейсмоусиления, теплоизоляции и т.д.

Необходимо исключить двусмысленность в тексте дизайн-кода во избежание проблем с толкованием и применением его норм. Примером может служить активно употребляемое понятие «зданий, представляющих историческую и архитектурную ценность».

Раздел Правил размещения нестационарных торговых объектов содержит ограничения допустимости присутствия тех или иных форматов бизнеса в различных типах городской среды. Это представляет собой необоснованное ограничение предпринимательской деятельности и деловой инициативы граждан.

Неэффективные затраты на ближайшую перспективу могут быть предупреждены, если для надписей на уличных табличках применять латинскую графику казахского языка. Это также будет способствовать доступности данной информации для иностранных граждан, посещающих Алматы.

В разделе «Уличная мебель» мы рекомендуем минимизировать использование скамеек и других сидений без подлокотников, так как хорошо известно и доказано, что они намного менее комфортны для лиц пожилого возраста.

С учетом климатических особенностей Алматы, мы предлагаем исключить из материалов, рекомендованных к применению на общественных пространствах, т.н. «мягкий асфальт» из резиновой крошки, так как он недолговечен при высокой температуре и прямом солнечном свете, а по мере износа производит вредные для здоровья мелкодисперсные частицы.

Раздел дизайн-кода по организации велопарковок требует доработки с привлечением велосообщества и кикшеринговых компаний.

Раздел, посвященный пешеходным ограждениям, подчеркивает недопустимость как «противоречащих современным тенденциям дизайна уличного пространства» и опасных для пешеходов в случае столкновения с автомобилем. При этом в нем приводятся требования именно к таким, противоречащим современным представлениям о дизайне городской среды, ограждениям, допустимость которых обуславливается «перепадом рельефа более 0,45 м», не уточняя, перепад между какими точками имеется в виду. Также, авторы требуют «полностью заменить ограждения (заборы) на использование озеленения». Мы предостерегаем авторов и исполнителей данной рекомендации, так как озеленение в местах сопряжения проезжей части и тротуаров может часто выходить из-под контроля, существенно ограничивая взаимную видимость пешеходов и других участников дорожного движения.

Из комментариев разработчиков известно, что дизайн-код предполагает использование арыков в системе городской идентичности и маркеров вернакулярности районов. Данный подход приветствуется, но он должен быть отражен в формулировках дизайн-кода, тогда как в настоящее время соответствующий раздел выглядит как попытка регулировать или реконструировать арычную систему как таковую.

Некоторые формулировки вызывают вопросы относительно статуса документа: является он рекомендательным или обязательным к применению, либо это «пожелание» бизнесу и городским службам. Например, дизайн-код гласит: «должна быть запрещена прокладка электропроводов по воздуху». Считаем, что ввиду заявленного статуса документа, следует писать как предписание: «прокладка электропроводов по воздуху запрещена».

Urban Forum Kazakhstan приветствует создание правовых и профессиональных основ для гармоничного развития городской среды, и готов к продолжению сотрудничества.