Как уже отметили коллеги из профессионального сообщества, проект как минимум, вдвое превышает такой норматив как коэффициент плотности застройки (по СП РК 3.01-101-2013). Кроме того, как минимум, в три раза превышены нормы предельной плотности населения в новом многоэтажном жилье (см. План реализации градостроительных регламентов застройки функциональных зон в г. Алматы, утвержден решением маслихата г. Алматы №284). Возникает закономерный вопрос о том, как застройщиком было получено разрешение на такое строительство. Кроме того, причина появления многих резонансных проектов, реализуемых в городе, заключается не в злом умысле застройщиков, а в спорных регламентах предельно допустимой высотности и функционального зонирования городской территории.
Мы вновь обращаем внимание на то, что при планировании освоения участков, включая их застройку, необходимо опираться на комплексные исследования на предмет определения максимально целесообразного, устойчивого и эффективного землепользования. После этого должен быть проведен конкурс на составление генерального плана для участка, в техзадании для которого город пропишет требуемые индикаторы (площадь жилья, в т.ч. арендного, доступного и социального (субсидируемого государством), помимо коммерчески реализуемого застройщиком, социальные функции, точки приложения труда, общественные зоны, а также решения по циркуляции транспорта и созданию пешеходной инфраструктуры и т.д. Параллельно с этим, основываясь на закладываемых в ТЗ параметрах, профильные структуры городской администрации просчитывают необходимые решения по доступности ОТ для создаваемой плотности населения и обеспечению связанности участка с другими частями города, в т.ч. скоростными магистральными видами ОТ. Планировщики, готовя генплан, опираются на имеющиеся исследования или проводят свои изыскания, консультации с жителями и экспертами, принимают во внимание вопросы экологии, идентичности района и т.д. Доработанный в результате нескольких итераций проект принимается, после чего на открытом архитектурном конкурсе город предоставляет участки внутри района под строительство объектов.
Мы считаем, что Алматы и другие города Казахстана должны стремиться к такому алгоритму принятия решений - прозрачному, понятному для бизнеса и населения, открытому для вовлечения экспертов и локальных сообществ. Повышение плотности городской застройки должно соответствовать критериям компактного города, предусматривать человеческий масштаб, многообразие функций (социальных, рекреационных, торгово-деловых, производственных и других) и архитектурных форм и ландшафта, что позволит создавать комфортную и ориентированную на человека среду.