22 апреля 2021 года на совещании по вопросам социально-экономического развития Атырауской области вы поручили правительству рассмотреть вопрос использования частным автотранспортом автобусных полос вне часов пик и в выходные дни.
Копившиеся десятилетиями транспортные проблемы городов Казахстана на сегодня стоят очень остро. Лучшие мировые практики и доказавшие эффективность подходы к решению проблемы перегруженности улично-дорожной сети отдают полный приоритет устойчивой городской мобильности и развитым системам общественного транспорта.
Решения, которые могут казаться верными для борьбы с дорожными заторами – расширение улиц и увеличение количества полос для частного транспорта – приводят к противоположному эффекту. Делая передвижение на личном автомобиле привлекательнее, власти стимулируют выбор данного вида транспорта еще большим количеством горожан. Это, в свою очередь, создает еще больше пробок и увеличивает количество тяжелых ДТП во внепиковое время.
Ваше предложение по допуску личных автомобилей на выделенные полосы вне часов пик тоже приведет именно к такому эффекту. Сокращение времени функционирования выделенных полос снизит привлекательность общественного транспорта и нарушит график его движения, а также увеличит риск конфликтных ситуаций на дорогах. Почти все города мира, проводившие подобные эксперименты с допуском частных машин на автобусные полосы, признали этот метод неэффективным и отказались от него.
Несмотря на отсутствие доказательной базы по поводу эффективности высказанного Вами предложения, в 2021 году МВД РК инициировало проект изменения Правил дорожного движения, а акиматы ряда городов по “указанию из центра” были вынуждены внедрить эксперименты по переводу выделенных полос под временное использование частным автотранспортом.
Против такого решения высказались не только ведущие эксперты в области транспорта, но и рядовые горожане, принявшие участие в опросе на платформе gov.kz. Управление городской мобильности г. Алматы публично заявило о том, что не поддерживает данное нововведение, аргументируя это тем, что оно снизит пропускную способность для общественного транспорта, а также отсутствием достаточных данных для принятия подобных решений.
Наиболее успешным подходом к решению проблем пробок в крупнейших мировых городах является создание условий для комфортного и быстрого передвижения на общественном и вело транспорте. Этот подход маленькими шажками начали применять в некоторых городах Казахстана. Данный тренд необходимо развивать, инвестируя в инфраструктуру современного устойчивого транспорта, а не в автомобилецентичные решения прошлого века.
Просим Вас отменить свое поручение о допуске частных автомобилей на выделенные автобусные полосы и дать возможность решать локальные транспортные проблемы региональным властям самостоятельно, учитывая мнения экспертов и горожан.
С уважением,
Общественный фонд Urban Forum Kazakhstan