Спикер
Надежда Снигирёва
Места вместо благоустройства
Места вместо благоустройства
Роль горожан в развитии среды на примере Программы развития общественных пространств Республики Татарстан
«Проектная группа 8» – это небольшая междисциплинарная команда, которая с 2010 года реализует разные проекты по развитию городских территорий, проекты, которые могли бы объединять людей в городе.

Начинали мы как активисты в маленьком городе Вологда – порядка 300,000 жителей – с инициативы по развитию городской среды силами самих горожан, и нередко на средства самих горожан. Мы строили общественные пространства, проводили мероприятия, но все это было точечно, фрагментарно и, казалось, неустойчиво. Нас волновал вопрос, как перейти к какому-то стратегическому действию, а для этого нужен был иной масштаб. Так мы оказались в Татарстане, где работаем последние три года.

Начнем с того, почему возник дискурс о партисипации, т.е. участии горожан. Дело в том, что традиционный подход к принятию решений, связанных с городским развитием, устроен очень директивно, сверху вниз. При этом получаются дорогостоящие проекты, качество дизайна и реализации которых оставляет желать лучшего. Такое «насильное причинение добра», как мы его называем, может делать городская администрация, региональная власть или девелопер. Как результат, происходит не просто деградация общественного блага, которое могло бы объединять людей, но даже случаются протесты, открытые конфликты, когда люди хотят отстаивать своё право на город, право на комфортную среду.

Осознание этого привело нас к идее соучаствующего проектирования. Под этим мы понимаем другую модель работы с городской средой. Ее целью становится не абстрактное благоустройство, а создание места, которое будет востребовано городским сообществом – и создано оно будет при непосредственном участии горожан.
Кого мы подразумеваем под «горожанами»? Это важный вопрос, на который нужно дать ответ, прежде чем начинать что-либо. Кто такие горожане? Какие у них есть интересы? С кем нам предстоит работать? Мы включаем в этот круг инициативные группы, местные сообщества, профессиональные сообщества, резиденты территории – это люди и организации, которые взаимодействуют с местом, где планируется проект. У каждого из них свой интерес, но обычно все они хотят, чтобы места рядом с ними развивались и становились интересными, потому что они являются пользователями территории. Политики локального уровня, муниципальная, региональная и центральная власть, разного уровня депутаты – все они нередко действуют не согласовано даже в рамках одного города, не говоря уже о регионе. Есть экономические субъекты – собственники земельных участков, предприятия и т.д.

Под соучаствующим проектированием мы подразумеваем такое устройство процессов городского планирования, когда все эти заинтересованные стороны участвуют в процессе принятия решений. Сначала разбираются: «А нужно ли нам вообще что-то менять?» Далее решают, что они хотят поменять и чего хотят добиться этими изменениями. И только потом переходят к процессу проектирования. Это системная работа, которая включает исследование, определение заинтересованных сторон, формирование команды проекта. Нужно начинать с людей – совместно с ними формировать цели и задачи, после чего также вместе планировать, реализовывать и оценивать сделанное. Конечная задача, к которой мы стремимся – это передача проекта самому сообществу.

Инструменты, которые мы используем, можно поделить на 3 группы. Это встречи с горожанами, открытые городские мероприятия в разных форматах – семинары, мастерские, презентации, обсуждения. Это работа с горожанами на местах, когда мы приходим туда, где люди уже сформировались в сообщество, готовое к действию. И, конечно же, это взаимодействие онлайн.

Этот набор инструментов, который позволяет выстраивать работу каждый раз адаптивно – в зависимости от того, кто в каждом случае выступает заинтересованной стороной проекта, какие задачи мы решаем.
Теперь я хочу рассказать о программе развития общественных пространств Республики Татарстан. За 3 года в ее рамках было реализовано порядка 300 общественных пространств. Программа курируется напрямую администрацией президента Республики Татарстан. Кейс, который мы представим сегодня, был связан с Горкинско-Ометьевским лесом в Казани, столице республики.

Проект начался с довольно громкого конфликта. Горкинско-Ометьевский лес – это два леса, особо охраняемая природная территория. Посередине этих двух лесов генпланом было запроектировано строительство дороги и нескольких объектов коммерческой инфраструктуры. В 2015 году, когда началось строительство, активисты выступили с протестом, пытаясь его остановить. На самом деле, это не только мощный зелёный массив, но и единственный ресурс для создания общественного пространства в районе, где проживает ок. 300,000 жителей.

Мэр Казани отреагировал на этот протест, вышел к горожанам и предложил найти какое-то альтернативное видение развития этой территории. В 2016 году мы начали работу над проектом, который идёт уже, по сути, третий год. Мы начали с работы с горожанами и вовлечения людей в обсуждение. Группа активистов из 10 человек вряд ли может отображать мнение всех жителей района. Поэтому нашей задачей было привлечь и других горожан, понять насколько важна для них эта территория, чем именно и как можно реализовать ее потенциал для развития всего района.
Вначале было социальное исследование, офлайн и онлайн опрос почти 10,000 человек. Вопросы были о том, как люди используют эту территорию, какие они видят там проблемы, что они хотели бы там делать, какое будущее они видят для этого места. Параллельно мы рассказывали людям о нашем проекте и приглашали всех в него включиться, чтобы влиять на изменения, которые будут происходить с этим лесом.

Далее мы начали встречаться с отдельными группами, чтобы понять их интересы. Целью активистов было изменение правил застройки и назначения спорного участка городской территории, чтобы на ней мог быть только парк. Необходимо было также проверить, насколько нужна запроектированная дорога, поскольку генплан периодически обновляется и, быть может, от нее уже можно отказаться.

Была еще группа лыжников – лес порядка 45 лет использовался как трасса для тренировок. У них тоже было определенное видение развития леса. Было сообщество велосипедистов, которые там много лет проводят свои соревнования и строят велотрассы. Стало ясно, что спортивная инфраструктура станет важной частью проекта парка.

Было еще очень много встреч и фокус-групп с экологами, детьми и родителями, многими другими. Кто-то хотел оградить лес забором и никого туда не пускать, а кто-то хотел колесо обозрения. Мы собирали людей в школах, чтобы людям было недалеко идти, потому что в этом районе не было никаких других мест для встреч. Стало понятно, что на это тоже есть запрос у горожан. Так мы пытались объединить наших жителей вокруг какой-то общей идеи развития леса. А еще в ходе обсуждений оказалось, что в этой территории заинтересован… застройщик с планом огромного жилого комплекса. Для него-то и была запроектирована дорога.

Далее мы провели общегородской проектный семинар, на котором разные группы презентовали друг другу свое видение. Так все они собрались вместе. Туда же пригласили горадминистрацию, куратора республиканской программы развития общественных пространств из администрации президента. Это была очень сложная встреча, где встретились совершенно разные мнения. Мы даже не обсуждали никакие проектные решения, а только попытались сформировать некую рамку для работы с этой территорией. Мы провели дизайн-игру по методике Генри Саноффа, используя значки с активностями – что можно делать с этим пространством, а что нельзя. В ходе игры людям стало проще договариваться.

По итогам встречи был сформирован единый документ, в котором были прописаны принципы развития территории. На его основе архитекторы приступили к разработке проекта. Предварительное зонирование согласовывалось с городскими сообществами. Когда первая концепция проекта была готова, мы сделали ее презентацию – опять же, в одной из школ. Собралось больше двухсот человек. Мы выбрали формат, в котором не архитекторы рассказывали о своих решениях, а разные сообщества говорили о том, как предложенная концепция, оформившая ранее озвученное ими видение, отвечает их интересам.

Так проекту был дан старт. Было принято решение о создании здесь парковой зоны с особым регламентом землепользования, учитывая пожелания экологов, с учетом развития в лесе потенциала для занятий спортом (включая спортшколу, раздевалки, душевые и небольшое кафе), которую развивали с экспертным участием самих спортсменов. Для горожан было создано общественное пространство в виде сцены – первая площадка для проведения мероприятий в этом районе, на которой может собраться до 300-400 человек. Сам лес ожил, потому что в нем появилась инфраструктура – пешеходные тропы, мосты через овраги, входы, природная детская площадка. Появился экоцентр, в котором реализуются образовательные проекты о природе леса.
После реализации первой очереди благоустройства, мы опять собрались с заинтересованными сообществами, чтобы понять, насколько они довольны происходящим. Оказалось, что риски возникновения конфликтов не исчезли. Например, из-за того, что поток людей в парк увеличился существенно, стали возникать конфликты между спортсменами и просто гуляющими жителями, которые стали занимать лыжные холмы, тренировочные трассы и мешать спортсменам тренироваться. Другой конфликт был связан с гулянием родителей с колясками по велодорожкам. Важно было узнать, почему они это делают, ведь это, в конце концов, опасно. Оказалось, что велодорожки были единственным ровным покрытием, комфортным для прогулок с коляской. Мы вновь убедились насколько важно возвращаться к жителям, и оценивать проделанную работу, чтобы проектные решения адаптировались и корректировались в зависимости от потребностей, проблем и изменений, происходящих с местом.

Говоря об устойчивости проекта, важно сказать, что были созданы дирекция парков, которая занимается развитием места, и управляющая организация, которая переняла нашу практику работы с сообществами при развитии и управлении территории, проведении мероприятий и прочего.

Что же касается дороги, то новые расчеты показали, что она вообще не нужна – просто генплан морально устарел. Градостроительные конфликты, которые тянутся годами, на самом деле зачастую легко решаемы за счет более гибкого подхода к планированию.
У проекта Горкинско-Ометьевского леса была большая команда. Была группа архитекторов – бюро «Архитектурный десант» из Татарстана. В команду вошли эксперты из числа экологов, дендрологов. Была целая команда инженеров-конструкторов, готовившая проектную документацию. Были подрядчики. Мы, со своей стороны, занимались только работой с горожанами и вели процесс модерации.

Но, конечно же, решающее слово не было за нами. Мы просто должны были объективно собирать и сводить информацию. Формально, конечно, чиновники, которые выполняют роль городских менеджеров, в большей степени наделены полномочиями принятия решений. Однако финальные решения принимались в рамках постоянных переговоров, в которых участвовали главный архитектор проекта, представитель администрации президента, ответственный за программу развития общественных пространств Татарстана, чиновники мэрии Казани, экологи.
Надежда Снигирёва
Выступление в рамках семинара I Международного семинара по соучаствующему проектированию
Семинар организован в партнерстве с программой «Города и люди»
Образовательная программа «Города и люди» организована при поддержке Генерального консульства США в Алматы и компании Chevron
при поддержке