Urban Forum Kazakhstan
Что не так с «электричками» в Каскелен и Талгар?
Почему предлагаемая система сообщения с пригородами Алматы может оказаться невостребованной у потенциальных пассажиров
Недавно власти Алматы вновь начали говорить о запуске электричек из Алматы в Талгар, Каскелен и Узынагаш. Проблема перемещения жителей алматинской агломерации стоит остро. Градоначальники понимают, что с этим нужно что-то делать. Мы изучили всю доступную на данный момент информацию и записали видео о сильных и слабых сторонах текущего проекта, о его целесообразности и возможных альтернативах. Конспект видео приводим ниже.
«Мы вышли с предложением в правительство о необходимости соединить электричкой Алматы с Талгаром, Каскеленом и Узынагашем. Соответствующую работу провели с "Қазақстан темір жолы". Имеется поддержка и со стороны Елбасы, и со стороны Президента страны. Сейчас с правительством и "Самрук-Казына" отрабатываем. Это непростой вопрос, отрабатывается техническая сторона (проекта — прим. автора). Если полностью получим поддержку, тогда можно запустить такую дорогу, соединяющую Алматы с пригородом через электричку»

Бакытжан Сагинтаев, аким города Алматы
Источник: Tengrinews
Появление в Алматы системы пригородных железнодорожных сообщений как S-Bahn в Германии, RER во Франции или МЦД как в Москве стало бы серьезной транспортной победой для города. Возможно ли построить такую систему в южной столице?

Агломерация Алматы сложилась в четырех направлениях:
  • В восточном, в сторону Талгара и Иссыка
  • В западном, в сторону Каскелена, Шамалгана и Узынагаша
  • В северо-западном, в сторону Боралдая, села Жибек Жолы (это где станция Шамалган)
  • В северном, в сторону Отеген Батыра и Капчагая
В северо-западном направлении уже сейчас 2 раза в день в каждом направлении ходит электропоезд с интервалом в 8-10 часов.
В сторону Капчагая электричка ходила до апреля 2018 года, но сообщение было закрыто из-за отсутствия спроса и экономической нецелесообразности. Это случилось несмотря на то, что электричка по пути проезжала густонаселенные станции «Байсерке» и «Отеген-батыр». Поезда из Капчагая курсировали лишь до станции «Алматы-1», поезда были старыми и ходили редко.
Почему не стоит ожидать скоростных составов из Алматы до Каскелена?
Если посмотреть на карте планируемую трассировку путей, то видно, что для их строительства необходимо выкупить и снести плотно застроенные участки. Расстояние от Талгара до Каскелена – 54 км и большая часть территории застроена. Кроме самих путей, необходимо место для путепроводов, переездов, полос отвода. Можно пустить поезда над землей, на эстакадах, но даже для возведения эстакад понадобятся крупные и дорогостоящие изъятия. Это будет очень дорогой и длительный проект.
Если электропоезда будут довозить пассажиров до границ города, то необходимо понять, что они будут делать люди, приезжая из Каскелена до условного микрорайона «Асыл Арман» или «Калкаман». Самые серьезные пробки в Алматы – на въездах и выездах из города, а не на трассе. К тому же, власти Алматы фактически заявили о сворачивании проекта LRT, который бы мог вывозить людей в центр города из района автовокзала «Западный».
В начале 2020 года замакима Мухит АЗИРБАЕВ объяснял в интервью газете «Время», как городские власти видят этот проект. Он продемонстрировал план строительство железнодорожных веток в восточном и западном направлении. Ветка из Каскелена будет идти через станции «Чемолган» и «Бурундай» на вокзал «Алматы-1». Ветка из Талгара также будет идти на вокзал «Алматы-1». Это не самая востребованная часть города и не будет работать на привлекательность системы.

Изображение: газета "Время"
Сообщение между вокзалами «Алматы-1» и «Алматы-2» в существующем виде также не подходит для запуска востребованной системы: на имеющейся ветке между вокзалами всего один путь. К тому же, вокзалов нет свободных путей для приема электричек.
Строительство веток и путей значительно увеличивает стоимость и сроки этого проекта. Существует более быстрое транспортное решение для Алматы.
Как сейчас перемещаются люди и какие виды транспорта в целом существуют?
Общественный транспорт подразделяется на 3 группы в зависимости от провозной способности:
Транспорт категории ROW C едет в общем потоке – «маршрутки», автобусы, троллейбусы и трамваи;
Транспорт категории ROW B имеет свою инфраструктуру, но стоит на светофорах и имеет пересечения с улицами – скоростные автобусы/троллейбусы, скоростные трамваи;
Транспорт категории ROW А – это полностью выделенная инфраструктура, к ней относятся метро, электропоезда и городские электрички.

*ROW – Right of way
Из всех этих видов общественного транспорта в направлениях Алматы-Каскелен и Алматы-Талгар есть только маленькие маршрутки – «ГАЗели» или Isuzu. А до Узынагаша или Иссыка можно доехать только на такси, нет даже пригородных автобусов.
Что может стать решением?
Первым этапом необходимость запустить в экстренном порядке большие пригородные автобусы. Автобусы должны иметь приоритет на дороге в виде выделенной линии формата BRT. В перспективе их сможет заменить система пригородных трамваев Interurban, которая успешно функционирует во многих европейских городах.

Изменения должны быть эволюционными и учитывающими рост спроса. Не нужно ничего начинать строить, если нет уверенности в целесообразности.