Жар Зардыхан
историк, востоковед
В детстве, как и миллионы других мальчишек из местностей с лютыми зимами, я любил рисовать вооружённых мужчин в униформах: рыцарей, батыров, гусар, полицейских. Причём приглядывал я их обмундирование где-то в кино и дорисовывал уже по памяти на скучных уроках химии и литературы, но почему-то желание рисовать советских милицейских с их атрофированными фуражками и невзрачными голубыми рубашками не возникало никогда. С тех пор прошло почти три десятка лет, столько в мире изменилось, а я все ещё задаюсь вопросом, почему у наших полицейских такая уродливая и неудобная униформа?! Неужели за всё это время ни один представитель этой дерзкой профессии не пожаловался, что с этой мачтой с аэродинамикой крыла невозможно бежать, так как фуражка непроизвольно взвевает в воздух, из-за чего её приходится придерживать к голове левой рукой, а в правой держать борсетку, так как обмундирование наших стражей порядка не приспособлено дополнительными карманами и зажимами для ручки, блокнота, фонарика, спрея, маски, перчаток и прочих полезных для работы вещей. Фуражку из-за размера невозможно носить в машине, поэтому приходится её снимать и ставить на заднее сиденье. Зато есть погоны, которые сливаются с голубым цветом рубашки. Я уже не говорю про обтягивающие и зауженные книзу брюки, которые либо выдаются на два размера меньше, либо их хозяин стремительно начинает набирать вес в обществе, короткую рубашку, которую из-за длины невозможно заправить в брюки, и заостренные и скользкие чёрные туфли для бальных танцев, но в конечном счёте бегать в них быстро никак не получится. Вот я много лет гадаю, кто же этот человек наверху, который решил за всех, что это именно та одежда, о которой мечтают полицейские страны?! Или она им реально нравится, делает привлекательней, и только моё притупленное эстетическое восприятие не может осознать это чудо креативного мышления?
Так к чему я всё это?!
Не так давно посчастливилось мне попасть на лекцию «Архитектура как музейный экспонат?» куратора и директора Швейцарского музея архитектуры (S AM Schweizerisches Architekturmuseum) Андреаса Руби в «Целинном», в котором, наряду с огромным количеством интересных проектов и экспозиций, рассказал он и про свой музей, концепция которой диаметрально противоположна всем нашим высоким позывам спешно переоборудовать какое-то бесхозное здание и открыть какую-нибудь выставку до конца текущего бюджетного года в рамках какой-нибудь государственной программы единения или прогресса. В дотошной и процветающей Швейцарии, в которой доселе не было архитектурного музея, совсем не потребовалась инициатива государства с её программой модернизации. Просто пара состоятельных архитекторов, движимых ностальгическими чувствами, выкупила у собственника старое здание, которое планировалось снести, и безвозмездно передала на распоряжение группы коллег, которые и решили создать этот музей, но в отличие от привычных для нас экспозиционно-выставочных советов с их годовым планом выставок, выбор экспозиции музея делегировали населению через онлайн голосования. Что ещё интересней, первую серию экспозиций выставили наизнанку – по периметру здания на обозрение всего населения Базеля – а не в выставочных залах здания. А для обширной выставки лучших проектов сотен перспективных архитектурных бюро Швейцарии, каждая команда представляла свою лучшую работу, лучшую, по их мнению, работу другого бюро и анонимный арт-объект, невольно продвигая работы своих потенциальных конкурентов, что довольно несвойственно в нашем эгоцентричном мире. И как мне показалось, в отличие от обмундирования наших полицейских, которых, между прочим, грозят в скором времени переодеть, этот народный музей создавался людьми для людей и вполне себе процветает.