Критерии оценки маршрутной сети
материал специалиста по транспорту Нурсултана Марата
Нурсултан Марат продолжает рассказывать о том, как улучшить работу общественного транспорта. Какие критерии используют специалисты для анализа маршрутной сети с целью ее дальнейшей оптимизации?
В мировой практике, чтобы оценить эффективность общественного транспорта, его работу рассматривают с трех точек зрения:
  • пассажира, который стремится получить комфортную и надежную услугу за минимальную стоимость;
  • перевозчика, который ставит целью минимизировать свои расходы и увеличить доходы;
  • органов власти, которые должны обеспечить населению транспортные услуги в достаточном объеме, надлежащего качества и с минимальными бюджетными расходами.
Интересы этих трех сторон могут совпадать, а могут быть разными. Например, пожелание пассажиров, чтобы автобусы ходили чаще и были менее заполнены не совпадает с интересами перевозчика, так как более частый интервал требует увеличения его расходов.

На этом простом примере показана сложность решения задач, связанных с общественным транспортом. Их суть сводится к тому, чтобы найти баланс, который устроит всех. И именно этой цели служит оптимизация маршрутной сети, причем во главу угла ставятся интересы пассажиров - конечных потребителей транспортных услуг.
Итак, разберем основные критерии оценки:
  1. Качество и удобство перевозок с точки зрения пассажира
а) Доступность
- пространственная доступность (достаточно ли близко расположены остановочные пункты от мест проживания, работы, учебы, досуга, а также друг от друга);
- временная доступность (в какое время населению доступны услуги общественного транспорта);
- доступность для различных групп пользователей, включая людей с ограниченными возможностями, детей, пожилых и т.д.;
- доступность оплаты проезда или проездных билетов (насколько легко оплатить поездку или приобрести проездной; насколько высока цена).

б) Информативность
Насколько информация о работе общественного транспорта:
  • Доступна;
  • Достоверна и точна;
  • Понятна пользователю;
  • Своевременна.
в) Надежность
- Соблюдение расписания и интервала движения
- Регулярность и своевременность даже в часы пик
- Техническая исправность транспортных средств

г) Безопасность
- Защищенность от преступников, карманников, воров и приставаний;
- Риск аварий, несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций в поездке;
- Оперативность оказания помощи в случае необходимости.

д) Время поездки до пункта назначения
- Время пешего хода, например, от дома / учебы / работы до остановки и наоборот;
- Время ожидания общественного транспорта;
- Время поездки на транспортном средстве;
- Время на пересадку.

е) Удобство и комфорт
- Переполняемость салона;
- Наличие удобств (кондиционер, отопление, электронные, бумажные и аудио системы оповещения и.т.д.);
- Возможность использования времени в пути для чтения, письма и других дел (включая доступ к Wi-Fi).

2. Эффективность перевозок с точки зрения перевозчика
  • рентабельность

Она зависит ряда факторов, включая протяженность маршрута, количество рейсов, вид транспорта, тип горючего и др.

  • использование транспортной инфраструктуры

Сюда относятся остановочные комплексы, разворотные площадки, транспортно-пересадочные узлы, улично-дорожная сеть, выделенные полосы, управление движением и т.д.


  • система оплаты проезда;


  • субсидирование расходов.
3. Общественный транспорт с точки зрения органов власти
  • Удовлетворение транспортных потребностей населения;

  • Своевременное изменение существующих и добавление новых маршрутов в маршрутную сеть;

  • Контроль качества предоставляемых услуг;

  • Разумные расходы на субсидирование перевозчиков;

  • Наличие стратегического плана или концепции развития маршрутной сети, соответствующих Генеральному плану города и планируемой застройке;

  • Учет новых тенденций (ночные рейсы, холостые рейсы для разгрузки маятниковых перевозок и др.), развитие туристических маршрутов, маршрутов выходного дня и.т.д.
При анализе вышеупомянутых критериев необходимо поэтапно идти от общего к частному. Это поможет оценивать качество и эффективность работы общественного транспорта на более высоких уровнях, а затем, углубляясь, дойти до причин.
Уровень агломерации
Определение объема маятниковых поездок на границе города с пригородом.
Общегородской уровень
Выявление общегородских изменений в качестве обслуживания.
Это помогает выработать решения в масштабе всего города: например, изменить принципы развития маршрутной сети, разработать план закупки подвижного состава по типам вместимости или политику по развитию выделенных полос, определить приоритеты развития видов транспорта и другие решения.
Анализ по группе районов
Позволяет выявить показатели в масштабе административных округов.
Анализ связи пар районов
Концентрирует внимание на том, как между собой связаны общественным транспортом отдельно взятые районы.
Анализ групп маршрутов и отдельных маршрутов
Исследование показателей качества обслуживания пассажиров по внутримаршрутным корреспонденциям.
Это позволяет выработать решения об изменении трассы маршрута или корректировке расписания движения.
Анализ маршрутных сегментов и остановочных пунктов
Позволяет в деталях оценить качество обслуживания на отдельных участках, что поможет уточнить детали будущего изменения маршрута.
Марат Нурсултан Кайратулы – эксперт в сфере общественного транспорта, транспортного планирования, безопасности дорожного движения и транспортной инфраструктуры. Имеет опыт в организации общественного транспорта, проектировании транспортных сооружений и академическую степень «магистр наук по специальности – транспортное строительство»