Urban Forum Kazakhstan
Пешком и на велосипеде – к более чистым, здоровым и комфортным городам
Транспорт делает возможными городскую экономику и городской рынок труда. Сегодня экологичным считают не только общественный транспорт, но также езду на велосипеде и пешие перемещения. Многие по-прежнему скептично относятся к ним, считая, что они не могут стать полноценной заменой частным машинам. Артуро Ардило Гомез, международный эксперт по городской мобильности, пишет почему пришло время сделать акцент именно на них.
Частный автотранспорт и городские дороги не могут справляться с большими объемами людей, ежедневно нуждающимися в поездках. Большое количество машины загрязняет воздух, создает риски ДТП с тяжелыми последствиями, загромождает территорию города.

Многие города быстро поняли, что велосипеды могут обеспечить жителям безопасный способ передвижения в условиях пандемии. Люди ездят под открытым небом, а социальная дистанция обеспечивается габаритами самого велосипеда и тем расстоянием, которое необходимо для того, чтобы не врезаться друг в друга. От Парижа, Лондона, Берлина и Милана до Боготы, Мехико, Лимы и Ухани вносятся простые изменения в дорожную инфраструктуру, быстро создавая велодорожки, полосы и соединяя их в магистральные маршруты. Есть все основания полагать, что эти временные решения могут стать постоянными.
Пешие перемещения были и будут оставаться важнейшей частью жизни города. Люди идут пешком, чтобы добраться до общественного транспорта, за покупками, на работу и для рекреации. Поэтому улицы должны быть удобны для пешеходов – это требование не только комфортной среды, но и устойчивой городской мобильности. Пешие перемещения снижают загрязнение воздуха, улучшают общественные пространства и создают более инклюзивную среду для всех жителей, включая детей, пожилых и людей с ограниченными возможностями. Кроме того, по данным ВОЗ, активные формы перемещений несут ощутимую пользу для здоровья, помогая «снижению индекса массы тела, окружности талии, рисков ожирения, уровня холестерина и угроз для печени при повышении уровня витамина D».


Ходьба также стала более привлекательной в свете пандемии COVID. Пешеходы на тротуаре обычно могут избегать трех факторов риска – закрытых пространств, людных мест и близкого контакта. Тем не менее, зачастую пешеходная инфраструктура не готова к тому, чтобы больше людей делали выбор в пользу ходьбы. Можно предпринять множество конкретных шагов – решительно запретить парковку на тротуарах, улучшить покрытие и освещение, расширить площадь пространства, доступного для пешеходов. Некоторые города перекрывают улицы или их части для пешеходного движения. В других городах выделяют улицы и площади для того, чтобы магазины и рестораны работали там на открытом воздухе, избегая закрытых пространств, людных мест и близкого контакта. Это позволяет продолжать наслаждаться жизнью безопасным и ответственным образом.
Эксперты надеются, что эти меры «дорожной диеты» сохранятся и после пандемии, чтобы люди во всем мире могли пользоваться преимуществами пеших перемещений. Многие города уже ищут долгосрочные решения в этой сфере.


Пандемия вынудила города по всему миру принять экстренные меры по снижению числа ненужных поездок и улучшения транспортной инфраструктуры и услуг. Те реформы городской мобильности, которые десятилетиями проповедовали сторонники устойчивого транспорта, сегодня стали признавать даже те, кто все эти годы сопротивлялся им. В свете коронакризиса люди по разные стороны света ясно увидели ценность устойчивого транспорта. Идея перераспределения пространства и ресурсов в пользу общественного транспорта, вело- и пеших перемещений имеет все шансы стать основной.

Важно сохранить этот импульс, чтобы города не вернулись к автомобилецентричному развитию, как только вирус начнет утихать. Если мы сделаем все правильно, переход к устойчивому транспорту внесет значительный вклад в экологическое восстановление, оживит городскую экономику и создаст 15 миллионов рабочих мест во всем мире. Никто не может позволить себе игнорировать эту возможность.
Все изображения: Pixabay