Платные парковки
материал Адиля Нурмакова
Каждый день перед жителями крупных городов стоит вопрос выбора средства передвижения по городу. Одни выбирают общественный транспорт или такси, другие отдают предпочтение велосипеду, а кто-то (если имеет возможность) – садится в личный автомобиль.

Есть три основных фактора, влияющих на этот выбор:
- затраты времени;
- стоимость поездки;
- комфорт.

По уровню комфорта личный автомобиль, конечно, всегда будет выигрывать у общественного транспорта: кожаный салон, кондиционер, музыка, приватность. Есть люди, для которых этот фактор настолько важен, что они готовы платить больше за каждую поездку и терять время в пробках или в поиске парковочного места – лишь бы не садиться в автобус или метро.

По данным опросов, таких автолюбителей довольно мало, не более 5%. Ещё порядка 25% горожан, которые не могут пользоваться автомобилем по разным причинам – это несовершеннолетние и пожилые люди, а также те, кто не может себе позволить приобретение машины или не имеют прав.

Остальные 70% жителей городов делают свой выбор средства передвижения, пытаясь найти оптимальный баланс этих трёх факторов – время, стоимость и комфорт.
Соответственно, задача городской администрации – влиять на конфигурацию этих факторов и стимулировать горожан на использование более устойчивых и экологичных способов передвижения. При грамотном подходе, общественный транспорт и микромобильные средства (велосипеды, самокаты и т.д.) могут и должны быть намного выгоднее в плане экономии средств и времени.
Личный автомобиль не является базовой потребностью среднестатистического горожанина. К примеру, в двухмиллионном Алматы всего около 500,000 машин, то есть автомобиль есть лишь у четверти населения. Это самая состоятельная часть горожан, в семьях которых зачастую может быть несколько машин.

Часть затрат на использование личных автомобилей как городского транспорта несут сами автовладельцы – это стоимость машины, ее ремонт, обслуживание, налоги, а также расходы на бензин, платные дороги и парковки. Но есть также громадные затраты на улично-дорожную инфраструктуру, которую в основном использует частный автотранспорт.

Их оплачивает общество из своих налогов – это расходы на строительство и содержание дорог (которые не покрываются транспортным налогом), затраты на управление движением, зарплаты дорожным полицейским и так далее.

Помимо того, что все мы оплачиваем создание условий для автомобильного движения, все в целом несет издержки, связанные с дорожными заторами – сюда входят шумовое загрязнение, нагрузка на экологию и на общественное здоровье, создание неудобств для движения пешеходов.
Кроме того, эксперты включают в прямые и косвенные экономические убытки потери времени и ухудшение человеческого капитала, снижение стоимости недвижимости и другие негативные факторы, которые имеют свою цену.

Получается, мы имеем ситуацию, в которой более обеспеченное и успешное меньшинство автовладельцев получает субсидии за счет остальных категорий горожан. Во всем мире такую ситуацию уже давно признали несправедливой. Для преодоления этих проблем города разрабатывают разные инструменты, чтобы стимулировать отказ от личных автомобилей и переход к устойчивым транспортным решениям.

Одно из таких решений – это платные парковки в городах, которые являются инструментом управления стоимостью поездки.
Как работают платные парковки, в чем их эффективность и почему их должно быть больше?
При этом необходимо отметить, что платные парковки – это в первую очередь средство дозирования автомобилей на улицах города. Это экономический метод регулирования трафика, который мотивирует людей меньше загружать улично-дорожную сеть.

При появлении платной парковки или при увеличении ее стоимости в том или ином районе города, меньше горожан будут выбирать личный автотранспорт для поездок туда.

В Алматы такая система, к сожалению, функционировала не в полной мере из-за ряда недостатков, которые сейчас необходимо искоренить.
1
Абонементы

Продажа месячных абонементов, стоимость которых даже ниже месячного автобусного проездного, убивает весь смысл платной парковки как средства регулирования трафика. По данным самого оператора, на многих участках автомобили с абонентами занимали более половины всех парковочных мест.
2
Возможность постоплаты

Действующая в Алматы система позволяет легко продлевать время парковки и оплачивать ее по факту с поминутной тарификацией. Для того, чтобы платная парковка выполняла свою роль и стимулировала скорейшеее высвобождение парковочных мест, нужны жесткие лимиты на использование парковки только в течение предоплаченного времени.
3
Низкая стоимость

Стоимость парковки должна расти в зависимости от времени использования парковочного места. Для увеличения оборачиваемости в мировой практике, например, предлагается относительно дешевый тариф за первый час стоянки и более дорогие расценки за длительную парковку. Также применяются ограничения по максимально допустимому времени использования платных парковок.
4
Единый тариф

Тариф для каждого участка должен формироваться в зависимости от спроса. При высвобождении большого количества свободных мест, стоимость парковки можно снижать, а при дефиците – наоборот, повышать.

При оптимальной стоимости на каждой парковке в каждый момент времени будут оставаться свободные места.