НОВОСТЬ
Концепция развития «Активные улицы Алматы»
На круглом столе «Бизнес в меняющемся городе. Трансформация среды и отношений» Urban Forum Almaty совместно с Дарьей Симпсон презентовали концепцию развития «Активные улицы Алматы». Основное внимание уделено улице им. Панфилова как новой пешеходной улице города и потенциалу её развития в качестве торгового коридора.
26.02.2018
На круглом столе «Бизнес в меняющемся городе. Трансформация среды и отношений» Urban Forum Almaty совместно с Дарьей Симпсон презентовали концепцию развития «Активные улицы Алматы». Основное внимание уделено улице им. Панфилова как новой пешеходной улице города и потенциалу её развития в качестве торгового коридора.

В числе мероприятий, которые могут проводиться там периодически, регулярно или разово, Urban Forum Almaty предлагает формат фермерских рынков, различных фестивалей — как культурных или спортивных, так и «отраслевых», на которых производители определенного типа товара могли бы устраивать свои зоны питания, дегустации и развлечений. Такие фестивали в европейских столицах (фестивали вина, мороженого, традиционной или любой иной кухни, ремесел, йоги и пр.) не только позволяют оживить улицы, парки и площади, но и служат способом поддержки местных производителей товаров или услуг.

Практически беспроигрышным в деле активизации улиц является стрит-фуд (англ. street food, уличная еда) не только в формате фестивалей, но и в организации постоянных точек от небольших местных брендов, которые можно группировать в небольшие «караваны» фуд-траков с устройством на месте общего для всех резидентов площадки санузла, электрощита и других удобств. В зимнее время помимо адаптированных по содержанию «отраслевых» фестивалей (глинтвейна, солений и пр.) успешным станет формат новогодних ярмарок по аналогии с европейскими рождественскими рынками (christmas markets), которые традиционно совмещают продажу подарков и сувениров, точки горячего питания, бары и культурное наполнение.

Говоря о многостороннем партнерстве в реализации проекта, необходимо создание независимого оператора, который бы планировал, координировал и администрировал активности, разрабатывал дизайн, айдентику, брендинг площадок и мероприятий. Бизнесы готовы делать собственный вклад в такие проекты, но ожидают от города решения ряда инфраструктурных вопросов — от коммуникаций до инфраструктуры (например, производство и установка переносных удобных деревянных лотков многолетнего пользования для новогодних ярмарок, которые бизнес готов арендовать; разрешение на самостоятельную организацию участниками своих зон на фестивалях и т.п.).
Думаю, что с реконструкцией улицы Панфилова важно поддерживать именно качественное наполнение, выбирать только интересных участников бизнеса, качественный стрит-фуд, делать хороший декор к праздникам, проводить мероприятия с хорошей музыкой. Чтобы туда хотелось возвращаться.

Лично я хотела бы видеть там фермерские ярмарки нового формата, вкусный и разнообразный стрит-фуд (фалафель, бургеры, боулсы, классное органическое мороженное) со столиками. Как было бы здорово, если в какие то дни там разрешили проводить блошиный рынок, ярмарку перед Новым годом, а перед какими-то праздниками там появлялись бы вагончики или лотки с цветами. Может быть, там пройдёт фестиваль яблок или вина и на небольших сценах будут играть алматинские инди-команды и диджеи.

Технически важно, чтобы аренда не была заоблачной, а также, чтобы акимат помогал с организацией парковки для вагончиков и машин уличной торговли и других важных коммуникаций. Важно поддерживать и давать возможность участвовать новым проектам, чтобы среди участников были не только крупные сети, не получилось некой монополии.
Что не хотелось бы там видеть – приевшиеся точки однообразной, неполезной еды, странные, громоздкие фото-стенды, кричащие разноцветные светящиеся орнаменты на фонарях.
Дарья Симпсон
предприниматель, городской активист
Чтобы ул. Панфилова состоялась именно как современные общественные пространства, она должна быть насыщена активностями, которые бы не имели сезонных ограничений. Учитывая, что завершение работ в 2017 г. пришлось на конец теплого сезона, традиция посещения этих мест не успела сформироваться, и горожане не успели сами придумать способы пользования ими. Изменения по превращению улиц в хай-стрит не будут быстрыми, а пространства требуют наполнения функциями и активностями уже сейчас.

Иллюстрация обложки: Мouni Feddag