Круглый стол «Микромобильность и безопасность: как обеспечить комфорт для всех?»
27 июня 2023 г. в Алматы эксперты в области микромобильности и урбанистики, представители местных органов власти, а также кикшеринговых компаний приняли участие в экспертной дискуссии «Микромобильность и безопасность: как обеспечить комфорт для всех?». Организатором мероприятия выступил Urban Forum Kazakhstan. Центральной темой круглого стола стали вопросы безопасности горожан, пользователей СИМ и других участников дорожного движения. Участники круглого стола обсудили поправки по регулированию электросамокатов, одобренные Сенатом, и оценили риски, связанные с предлагаемым законопроектом
Эксперты отметили, что рост микромобильности — это современный тренд развития городов, и сегодня СИМ органично дополняют систему общественного транспорта, в том числе в Казахстане. Однако инфраструктура в Алматы и Астане еще не сформирована и не отвечает потребностями пользователей СИМ и других участников дорожного движения в полной мере. Например, в Алматы значительная часть велополос проходит вдоль магистралей движения скоростного транспорта, а в Астане велодорожки располагаются преимущественно вдоль парковых тротуаров. Многие велодорожки в Казахстане прерываются поперечными бордюрами, стыками с газонами и дорогой, существует проблема связанности велопутей, особенно за пределами центральных районов.

Урбанисты заявили, что развитие инфраструктуры напрямую влияет на дорожную безопасность. В средне- и долгосрочной перспективе развитие инфраструктуры является более эффективным вложением усилий в обеспечение безопасности, чем установление запретов и ограничений. Согласно мировой практике, количество ДТП с участием электросамокатов резко снижается при разведении потоков: пешеходов, СИМ и остального транспорта. Выделенные полосы, ограждения, съезды/въезды и пересечения формируют безопасную среду, где у каждого есть свое место, а правила комфортного сосуществования понятны всем.

Спикеры согласились, что легализация самоката в ПДД – важный процесс в интересах комфорта и безопасности как самокатчиков, так и пешеходов и автомобилистов. Легализацию СИМ поддерживают и представители кикшерингового бизнеса, и регуляторы, и страховщики, и главное – пользователи. Электросамокат уже прописан в Стандарте Казахстана СТ РК 3769-2022 – это был первый и важный шаг. В рамках круглого стола эксперты также обсудили новые поправки по регулированию движения электросамокатов, которые одобрил Сенат 22 июня.
«Сегодняшний законопроект не отвечает интересам горожан и должен быть доработан. Ограничение скорости движения по тротуару до 6 км/ч мы считаем излишней мерой. С такой скоростью пользователи не смогут решать транспортную потребность, и индустрия будет задушена. Одновременно мы прогнозируем, что с вступлением законопроекта в силу количество ДТП вырастет в разы. Ограничение скорости езды на тротуаре заставит самокатчиков съезжать на проезжую часть, что создаст угрозу для водителей СИМ и другого транспорта»
Мурат Туменбай, специалист Управления городской мобильности города Алматы
В рамках круглого стола Станислав Молчанов, управляющий кикшерингового сервиса Whoosh в Казахстане, поделился актуальной статистикой аварийности сервиса. Станислав отметил, что несмотря на рост поездок на электросамокатах в Казахстане, количество ДТП с самокатами продолжает снижаться. В 2023 году на 500 000 поездок в Астане и Алматы внутри сервиса зафиксировано 5 случаев получения травм средней тяжести. 33 пользователя получили царапины или повредили личные вещи в результате падения. Таким образом, доля «аварийных» поездок составляет менее 0,01%. Аварийность электросамокатов значительно ниже по сравнению с велосипедами, мопедами и электромобилями. Станислав Молчанов также добавил, что Whoosh штрафует и блокирует пользователей за нарушение правил сервиса.
«Принятие Сенатом новых поправок, которые ограничивают движение электросамокатов, стало большой неожиданностью для всех участников рынка. В составе рабочей группы, которая разрабатывала законопроект, не было ни одного специалиста или эксперта. Сенат несколько раз рассматривал наши замечания, но не принял их во внимание. Мы требуем вернуть законопроект на доработку и рассмотреть вопрос комплексно, с привлечением экспертов по транспортной политике. Надеюсь, что данная ошибка не повторится при регулировании мопедов и другого транспорта, который представляет большую опасность, чем электросамокаты»
Елена Ерзакович, международный эксперт в области городской мобильности и гость круглого стола
Спикеры круглого стола согласились, что резкое ужесточение правил езды на электросамокатах в Казахстане затруднит их использование в качестве альтернативы городскому транспорту. Урбанисты прогнозируют рост ДТП и преобладание на дорогах частных элекросамокатов, над которыми нет внешнего контроля.
«Представители Сената предлагают посмотреть на правоприменение новых правил и вернуться к обсуждению в течение полугода. Таким образом сейчас предлагается поэкспериментировать с жизнями людей, поставив их в заведомо опасные условия. Как правило, если у законодателей есть сомнения в правоприменении, выбираются иные способы не допустить ошибок. Спрос на СИМ – это требование времени и тренд, который будет продолжать расти. Поэтому передовые города и страны должны делать ставку на массовое, форсированное развитие инфраструктуры для микромобильности, а не вводить запреты»
Адиль Нурмаков, руководитель Urban Forum Kazakhstan и модератор круглого стола
Эксперты подчеркнули, что опасность представляет безответственное вождение, а не сами электросамокаты, и призвали работать над ростом культуры вождения и взаимного уважения всех участников дорожного движения, а самое главное – над развитием инфраструктуры, позволяющей разделить потоки транспорта, пешеходов и СИМ.