Позиция урбанистов Казахстана по обсуждениям вокруг столичного LRT
11 января 2022 года на онлайн-заседании Мажилиса президент К.-Ж. Токаев вновь обратил внимание казахстанцев на печально известный проект легкорельсового транспорта в столице. Он также призвал пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, чтобы решить его дальнейшую судьбу.

После этого выступления в сети начали активно обсуждать возможные варианты - от строительства аналога нью-йоркского "Хай-Лайн" до полного демонтажа имеющихся конструкций. Столичный Центр урбанистики объявил о приеме предложений и идей от специалистов и неравнодушных казахстанцев.

Мы приветствуем принятие решительных мер для решения создавшейся проблемы и заявленную готовность к началу диалога с профессиональным сообществом, однако нас тревожит поспешность и, особенно, поверхностность дискуссии. Специалистов на сегодня приглашают вести чисто умозрительные обсуждения. В отсутствие требуемой исходной информации по проекту, обоснования расчетов пассажиропотоков, а главное достаточного времени на их анализ, аргументацию выстроить практически невозможно и весь дискурс сводится к спору о вкусах.
Урбанистика - это не популистские спекуляции и не конкурс творческого воображения, а комплексный подход на основе достоверных данных, исследований, учета влияния на проблему или проект различных факторов. В урбанистике - как и в любой другой профессии, включая государственное управление - качественные решения требуют информированности тех, кто занимается их выработкой.
В этой связи, мы призываем лучше организовать и модерировать процесс экспертных и общественных консультаций, которые следует начать с представления всей полноты имеющейся информации о проекте LRT Астаны.

Общественность до сих пор не имела возможности ознакомиться с полноценной презентацией проекта, не говоря уже про более подробную документацию. Нужно раскрыть материалы как по первоначальному, так и по пересмотренному проекту, который был возобновлен в 2021 году.

В первую очередь, чтобы оценить экономические и инженерные параметры проекта, профессиональное сообщество должно получить доступ к технико-экономическому обоснованию проекта и финансовой документации.
Ниже перечень данных, которые требуются специалистам для анализа до начала обсуждений.
технические:
- характеристики трассы, депо, подвижного состава
- план-график работ и объем реализованных работ
- реальный и прогнозный пассажиропотоки на момент проектирования и сейчас
- альтернативные варианты, которые обычно предусматривает документация
- технический аудит проекта и экспертиза конструкций
финансовые:
- схема финансирования, структура займа
- объем обязательств перед каждой из сторон
- имеющиеся обязательства перед поставщиками
- план рентабельности и возврата инвестиций
- основание предоставления госгарантий для займов
- полный финансовый аудит проекта
Чтобы модерировать процесс обсуждения, необходимо внедрить перечень критериев оценки различных предложений и вариантов, в число которых необходимо включить:
- обязательства перед финансовыми институтами
- транспортная ситуация в районах пролегания маршрута
- городские планы пространственного развития и застройки
- динамика пассажиропотоков в районах пролегания маршрута
- влияние предлагаемого варианта на развитие территории
- экономическая целесообразность и устойчивость.
Перечисленные выше меры помогут выветрить "запах коррупции", вызванный изначальной непрозрачностью проекта, и вывести дискуссию о его будущем на качественный, квалифицированный уровень. Отсутствие содержательности и поспешность при исполнении поручения президента в очередной раз ударит по доверию населения к инструментам общественных консультаций.

На сегодня в отсутствие необходимой информации сложно высказывать компетентные предложения или комментировать рекомендации, предлагаемые другими участниками обсуждений. Однако, считаем, что было бы ошибочно заменять проект магистрального общественного транспорта рекреационно-коммерческим. Столице, особенно в быстро застраиваемых и исторически плотных районах, необходим скоростной общественный транспорт, чтобы связать их между собой и преодолеть разрывы городской ткани.

Чтобы понять, в каком объеме и на каких условиях возможно изменение конфигурации маршрута и технических параметров трассы, нужно раскрыть детали договоренностей с инвесторами и подрядчиками. С другой стороны, чтобы преобразовать политический проект в транспортный, будет необходимо встраивать его в транспортную стратегию и соотносить с транспортным разделом генерального плана города.

Городская платформа Fading.TSE
ОО Qazaqstan Urban Community
ОФ Urban Forum Kazakhstan
ЧУ Центр урбанистики Караганды
Елена Ерзакович, эксперт по вопросам устойчивого транспорта