ИНИЦИАТИВА
Учимся любить, учимся беречь
Ажар Джандосова, инициатор проекта по повышению экологического самосознания среди учеников нецентральных школ Алматы, говорит, что в количественном плане проект достиг запланированных показателей - осенью 2016 года был проведен ряд экскурсий на плато Кок-Жайлау, в общей сложности для 1,000 детей и подростков. В середине 2017 г. ее ОФ «Тауасар» смог объявить об окончании проекта, презентовав качественный итог работы - фильм для юных экотуристов об Иле-Алатуском парке, ценности природных ресурсов и правилах их сохранения при посещении гор.
Задержки в реализации этого проекта позволяют вывести важные уроки для других инициатив. Наше понимание алгоритма реализации проекта менялось неоднократно в процессе работы над ним.
Ажар Джандосова
инициатор проекта
Отсрочка в проведении походов была вызвана непредвиденной проблемой выбора подходящего партнера. Инициаторы проекта довольно скоро поняли, что их попытки работать с разными школами по отдельности требуют слишком много сил, которые не возвращаются в виде ощутимого результата. Встал вопрос о поиске организаций, уже имеющих налаженные связи с администрациями школ. После встреч с Управлением образования по г.Алматы и НИИ туризма при Университете ТУРАН, ОФ «Тауасар» вышел на идеального партнера - ГКП Городская станция юных туристов. Это заняло месяц из таймлайна заявки, однако именно правильный выбор партнерской организации стал залогом реализации проекта с сохранением фокуса на экологическом образовании.

Ажар признается, что проект мог бы выиграть от более качественного планирования. Например, задержка с выпуском фильма была вызвана занятостью режиссера. Из-за этого пришлось модифицировать планы работы, ведь изначально предполагалось, что фильм будет показываться детям до похода в горы. Также, заявка не предусматривала дублирование фильма на казахский язык (бенефициары - школьники в нецентральных районах Алматы - в основном, казахоязычны), что потребовало увеличения бюджета.

Интересным уроком также стал опыт по созданию самого фильма, который должен был пропагандировать экологическую ответственность при посещении гор и, в целом, продвигать экотуризм среди школьников. Это требовало применения упрощенных художественных форм и языка. Фильм получился для более старшего зрителя. Ажар делает вывод, что в его разработку следовало бы вовлечь инструкторов Станции юных туристов и - что немаловажно - самих детей. Показы планируется устраивать в школах и на базе Станции юных туристов.

Ажар формулирует еще один важный урок - заявки на финансирование социальной работы должны подавать организации, прямо работающие с бенефициарами и потому имеющие более полное представление о потребностях целевой аудитории, доступ к ней и необходимые навыки для работы. ОФ "Таусар" продолжит помогать Станции юных туристов, передав им все разработанные материалы и будет содействовать ей в вопросах фандрейзинга.
Встретимся в горах. Часть 1 (версия на русском языке)
Встретимся в горах. Часть 2 (версия на русском языке)
Встретимся в горах. Часть 1 (версия на казахском языке)
Встретимся в горах. Часть 2 (версия на казахском языке)
Проект был реализован при поддержке фонда Сорос-Казахстан