Urban Forum Kazakhstan
Почему расширение проспекта Кабанбай батыра погубит Нур-Султан
Мы решили проанализировать проект реконструкции проспекта Кабанбай батыра в столице Казахстана. Смотрите наше видео или читайте его конспект в нашем лонгриде.
Перед разбором ситуации в столице Казахстана, предлагаем немного погрузиться в историю. Монреаль. В 60-х годах XX века, в рамках подготовки к «ЭКСПО-67» в городе была построена Эстакада Бонавентюр. Сейчас эта эстакада ликвидирована и пространство вокруг нее преобразовано в комфортную территорию.
Другие примеры
Париж, 1967 год. Президент Жорж Помпиду распорядился реконструировать берега Сены, которые использовались для прогулок горожан, на скоростные дороги Помпиду. Он был убежден, что французы любят свои машины, а также считал машины транспортом будущего. 35 лет набережная выглядела так.

Начиная с лета 2001 года набережную начали закрывать на один месяц каждое лето. В 2010 набережную навсегда закрыли для авто.
Сан-Франциско. В 1959 году в Сан-Франциско построили центральную автостраду в деловой части города. Приподнятая над землей в 4-6 полос автострада протянулась почти на три километра над главной улицей города, стекаясь в исторические жилые районы.

В 1989 году землетрясение сильно повредило автостраду. В 2005 году на месте бывшей автострады появился бульвар Октавия. Благодаря этому район оживился, построено уже более 1000 жилых помещений, включая парк Патрисия Грин в долине Хейз площадью 5000 кв. м. Новый бизнес и розничная торговля оживляют бульвар и соседствуют с множеством зеленых тротуаров на проспекте.
Сеул. Река Чхонгечхон почти полвека была протекала под землей - в середине ХХ века власти города решили проложить над ней автостраду.

В 2003 году начались работы по сносу магистрали в центре города с целью открыть закопанную реку и превратить её в место притяжения.
Таких примеров много по всему миру, эстакады сносятся и в Европе и в Америке. Даже в Алматы идут робкие попытки переосмыслить бессветофорные магистрали города. Например, общественность и транспортные эксперты рекомендуют очеловечить проспект Аль-Фараби.
Изображение: TengriNews
Стоит признать, Алматы до таких изменении еще далеко. Но, в то же время, ситуацию с пробками, в которых стоял общественный транспорт на улице Тимирязева, решили вполне успешно.
Изображение: InAlmaty
Что же происходит в Нур-Султане?
Весной 2020 года власти объявили, что один из центральных проспектов города будет расширен на некоторых участках до 6-8 полос. Как мы видим, столица пытается решить проблему пробок на проспекте Кабанбай батыра способом, кардинально отличающимся от действий других современных и прогрессивных городов мира. Мы хотим разобраться, не является ли это ошибкой и не придется ли нашим потомкам перестраивать и очеловечивать проспект в будущем?
Из мирового опыта актуален пример Лос-Анджелеса. Город, который является одним из лидеров рейтингов по количеству пробок, и город, который в ХХ веке создавал все условия для комфортного перемещения на личном автотранспорте. В 2015 году власти Лос-Анджелеса признали такой путь развития ошибочным. Департамент транспорта Калифорнии выпустил документ с заголовком «Увеличение пропускной способности хайвеев вряд ли уменьшит дорожные заторы». В документе признается существование скрытого спроса и тот факт, что строительство дорог приводит к увеличению числа машин. Причем трафик растет как за счет притока машин, перебравшихся на новый хайвей с соседних дорог, так и за счет новых автомобилистов, которые раньше использовали альтернативные способы передвижения. Опыт показал, что пробки будут образовываться даже на самых широких хайвеях.
Избражение: Pinterest
К таким же заключениям приходят транспортные эксперты в других странах. Чем шире будут улицы и проспекты, тем больше пробок будет на них.

К сожалению, в 2020 году, мы совершаем те же ошибки, которые совершали другие города мира в 60-х 70-х годах прошлого столетия. Предлагаем посмтреть, как именно будет проведена работа в Нур-Сутлане. Проект реконструкции выглядит следующим образом.
Изображение: InformБюро
Согласно планам городских властей, проспект будет расширен до 6-8 полос. Сама по себе ситуация, когда проспект будет иметь разную ширину на разных участках, будет приводить к возникновению бутылочных горлышек. Интересно, что реконструкция и расширение не будут осуществляться на всем протяжении проспекта Кабанбай батыра. Участок между улицами Достык и Кунаева, над круглой площадью, так и останется четырехполосным. Хорошо, что власти понимают невозможность расширения участка над круглой площадью. Но этот фактор также будет способствовать пробкам. Фактор бутылочного горлышка лишь усилится.
Кроме ухудшения ситуации на дороге для автомобилистов, реконструкция также губительно скажется на пешеходном трафике и городской среде в целом. Новые транспортные развязки и внеуличные пешеходные переходы разорвут городскую ткань и уничтожат связь между районами на разных сторонах проспекта. Это пагубно скажется на экономическом развитии прилегающих к проспекту предприятиях.
Пример такого «разрезания» города мы уже можем видеть в самом начале проспекта Кабанбай батыра, на пересечении проспекта Республики и улицы Бараева. Большая и неудобная развязка разрезает город, районы не имеют связанности между собой. С одной стороны данной развязки мы видим оживленный проспект Республики, где имеется относительно комфортная городская среда и развитый бизнес, а с другой стороны развязки – безлюдный парк Ататюрк и пустующие коммерческие помещения. Пример такого «разрезания» города мы уже можем видеть в самом начале проспекта Кабанбай батыра, на пересечении проспекта Республики и улицы Бараева. Большая и неудобная развязка разрезает город, районы не имеют связанности между собой. С одной стороны данной развязки мы видим оживленный проспект Республики, где имеется относительно комфортная городская среда и развитый бизнес, а с другой стороны развязки – безлюдный парк Ататюрк и пустующие коммерческие помещения.
Развязки и внеуличные переходы в центре города будут оказывать негативный эффект и убивать городскую среду. Для маломобильных граждан это и вовсе станет катастрофой. Кроме того, это также негативно скажется на безопасности. Внеуличные переходы будут стимулировать к несанкционированным переходам, а это, в свою очередь, будет приводить к авариям. Такой пример мы можем видеть в Алматы, где, несмотря на наличие надземных переходов на проспекте Райымбека, ситуация с летальными ДТП является катастрофической.
На расширение проспекта Кабанбай батыра в Нур-Султане собираются выделить 91,7 миллиарда тенге. Это колоссальная сумма. Чтобы понять, насколько это много, сравним эту сумму с бюджетами других городов. Например, городской бюджет Караганды 110 млрд тенге, то есть стоимость реконструкции почти сопоставима с бюджетом одного из крупнейших городов Казахстана.

Более того, эти деньги планируется взять в долг в Экспортно-импортным банке Китая. То есть нашим потомкам придется не только исправлять градостроительные ошибки и возвращать проспекту человеческий вид, но и расплачиваться за наши долги перед китайским банком.

Подводя итог, мы однозначно рекомендуем городу отказаться от текущих планов по расширению проспекта Кабанбай батыра. Местные жители столицы также выступают против расширения проспекта, городские активисты составили петицию с требованием отказаться от такой бессмысленной реконструкции, на текущий момент ее уже подписали 750 человек, вы тоже можете подписать ее здесь.
Что можно сделать
взамен ненужного расширения проспекта Кабанбай батыра?
С тем, что текущий проект реконструкции проспекта губительно скажется на столице Казахстана, мы разобрались. Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы увеличить провозную способность улицы и очеловечить ее.
Ликвидировать бессветофорные выезды
Если взглянуть на начало проспекта - развязку в мкр Самал, мы можем заметить, к шестиполосной улице Бараева (которая на левом берегу превращается в Кабанбай батыра) абсолютно беспрепятственно вливается трафик с проспекта Республики.Такая реализация исключается естественное дозирование трафика, которое бы могло происходить, будь на этом месте обычный светофор.

Такие светофоры активно используют даже на хайвеях. Они позволяют не создавать бутылочное горлышко из-за стекания потоков из двух улиц в одну.
Или же можно поступить радикальнее и перестроить развязку с углом поворота в 90 градусов, обустроить на нем наземные светофорные переходы через Бараева/Кабанбай батыра. Такое решение, кроме преимуществ для автотранспорта, позволит связать для пешеходов оживленный проспект Республики с парком Ататюрка и прилегающими к нему районами.
Линия для общественного транспорта на всем протяжении проспекта Кабанбай батыра
Успешные результаты такого решения мы можем видеть на улице Тимирязева в Алматы. Единственным способом передвигаться без пробок в больших городах является использование общественного транспорта или велосипеда и его микромобильных собратьев.

Провозная способность одной полосы для личных авто составляет всего 1500 человек в час. Если задействовать эту полосу для автобусов или троллейбусов, то провозная способность возрастет до 4500 человек в час. А провозная способность скоростных трамваев и вовсе составляет до 9000 человек в час. Такие трамваи можно было бы пустить и дальше до поселка Косшы, транспортная доступность которого сейчас является проблемой для всей столичной агломерации.

Кроме того, необходимо ликвидировать автобусные карманы, так как они затрудняют выезды из остановок и замедляют скорость движения автобусов. Задачей городских властей должно быть борьба с пробками для общественного транспорта, но никак не для тех, кто пользуется личным автотранспортом.

Изображение: zakon.kz
Комфортная и безопасная велоинфраструктура
Текущая ситуация стимулирует использовать автотранспорт даже для коротких поездок, что создает излишнюю нагрузку на улицу. При наличии безопасных велодорожек, количество астанчан, предпочитающих альтернативные виды транспорта, безусловно, возросло бы. И да, это будет работать даже в таком суровом климате, пример северных скандинавских стран это наглядно демонстрирует.

Изображение: www.onlygoodnewsdaily.com
Резюмируя, хочется призвать власти Нур-Султана развивать город в соответствии с актуальными градостроительными трендами и используя имеющиеся на сегодняшний день знания в вопросах развития городов. У города есть и средства и возможности быть примером для остальных казахстанских городов. К сожалению, сейчас мы имеем город, который бездумно повторяет ошибки, которые другие города совершали полвека назад.