В октябре 2018 года с лекцией «Соучаствующее проектирование: поиск лучших решений снизу вверх» Казахстан посетит профессор Генри Санофф.
Генри Санофф
Почетный профессор университета Северной Каролины и основатель Международной ассоциации средовых исследователей и социально-ориентированного проектирования (EDRA). Генри Санофф является наиболее авторитетным экспертом в области соучаствующего проектирования. За полвека практики Санофф реализовал свыше 250 проектов, преподавал в 87 университетах мира и написал более 30 книг по проблематике и принципам партисипации.
По традиции, перед приездом мы попросили спикера ответить на вопросы нашей анкеты.
В первую очередь - прислать нам открытку с комментарием о любимом месте профессора Саноффа.
Мое любимое место – гостиная в нашем доме, где мы живем с моей семьей уже 45 лет. И это важно, поскольку здесь проходят все мои занятия и лекции, и совсем рядом находится университет. После выхода на пенсию, я продолжаю встречать аспирантов в этом особом месте. Гостиная – это и музыкальный центр моего дома, где я слушаю джаз и регги. Это место дорого и большинству моих учеников, которые понимают, что у профессора есть своя жизнь за стенами университета, и часто вспоминают еженедельные трехчасовые посиделки за кофе и сладостями.

UKF:
Более 40 лет Вы реализуете городские проекты с участием студентов: чем Вас привлекает эта работа, формируете ли Вы междисциплинарную команду (архитекторы+ социологи и другие специальности) и студенты каких специальностей больше подготовлены к встрече с реальным миром?
Генри Санофф:
Обычно одновременно проводится 3 или 4 проекта, которых участвуют группы, состоящие из 2-3 студентов. Это проекты по результатам запросов от различных сообществ Северной Каролины. Зачастую местные власти не предоставляют сообществам в полном объеме технические задания, опыт проектировщиков и планировщиков. Но и сами чиновники зачастую просто не обладают навыками, способностями и не проявляют готовность задействовать население в процессе планирования. Студенты учатся и помогают в проектировании и планировании, оеспечивая эффективное сотрудничество.

Студенты, изучающие архитектуру, ландшафтную архитектуру и проектирование, на 1 или 2 семестра приходят на проводимый мной факультативный курс студии дизайна. В группе обычно 10-12 студентов. Студенты работают как профессионалы, а по мере необходимости в проект привлекаются консультанты. Я контролирую все проекты и требую, чтобы рабочий проект, документация, процесс принятия решений, технологические решения, рекомендации по проектированию и планированию были подготовлены. При наличии финансовых средств начинается реализация проекта. За несколько десятилетий студентами было реализовано более 250 проектов, некоторые из которых осуществлялись в течение одного или нескольких лет. По моему личному опыту, имеется огромное количество доказательств того, что студенты обеспечивают техническую поддержку, которую другим способом просто невозможно получить.

UFK:
Кого сложнее вовлечь в процесс соучаствующего проектирования – взрослых, пенсионеров или детей? Есть какой-то рецепт, как сделать так, чтобы отчужденные горожане задумались об общественном благе?
Генри Санофф:
Для успеха любого проекта соучастного проектирования необходимо, чтобы запрос на его создание шел от населения. Для любого проекта соучастного проектирования наиболее важным аспектом является сопричастность. Если местные органы управления определяют проект, сообщество больше не чувствует свою принадлежность к нему. Люди, лишенные соучастия и влияния, не заинтересованы в общественном благе, поскольку их списали со счетов. Таким образом, им важно продемонстрировать определенную выгоду для участия. Обычно люди всех возрастных категорий могут участвовать и уже принимали участие в общественных начинаниях, но этот процесс должен развиваться с соучастием населения, и в равной степени необходимо прислушиваться к мнению населения. Это говорит о том, что создание чувства общности может начаться с малых проектов, в результате чего достигаются сопричастность и ощущение успеха, что впоследствии может привести к готовности вкладывать большие усилия. Во избежание недоразумений, перед рассмотрением любого мероприятия соучастного проектирования, необходимо четко определить его конкретные цели.
UFK:
В чем главное и принципиальное отличие школ, при строительстве которых в обсуждение вовлекались местные жители?
Генри Санофф:
Учебные заведения, при проектировании которых были задействованы учащиеся, преподаватели, родители и администрация, имеют преимущества, что включает также чувство гордости и принадлежности к сообществу. Статистика случаев вандализма и уклонения от учебы снижается, потому что люди не уничтожают то, что принадлежит им. Следующие поколения учащихся и преподавателей, которые уже не принимали участие в процессе первоначального проектирования, перенимают культуру внутри школы – это один из аспектов соучастия и сопричастности. Дух собственности влияет на нравственность. Школы в городе могут быть построены по идентичному проекту, тем не менее, культура внутри школы или методы ведения дел, будут отличаться – как следствие первоначального проектирования.
Генри Санофф прочел две открытые лекции в Алматы и Астане
9 октября профессор Санофф прочел лекцию «Соучаствующее проектирование: поиск лучших решений снизу вверх» в Алматы и Астане: в первой половине дня – в рамках I Международного семинара по соучаствующему проектированию (все подробности - здесь), а вечером того же дня – в Астане, в зале «Астанагенплан».
«Соучаствующее проектирование: поиск лучших решений снизу вверх»
Participatory Design
2 города

Алматы и Астана
94

слушателя на лекции в Алматы
60

слушателей в Астане
Программа «Города и люди» организована при поддержке генеральных партнеров – Генконсульства США в Алматы и компании Chevron. Партнеры программы - ОФ «Таусар Фонд», Центра урбинистики (Астана) и Smart.Point.