1. Почти вековая традиция отстранения профессионального сообщества и граждан от обсуждения планов развития городов и практика тотального засекречивания негативно сказались на мировоззрении разработчиков подобных документов.
Мы настаиваем, что процессы разработки генеральных планов должны быть открыты обществу, включая доступ к исходным данным, которые используются для анализа и последующего проектирования.
Помимо экспертной и широкой общественности, по ходу процесса необходимо проводить тематические экспертные консультации с обязательным участием всех заинтересованных сторон (профильные управления и коммунальные предприятия, бизнес и национальные компании и т.д.) для поиска общих, оптимальных решений.
2. Сам генплан должен иметь более длительный горизонт планирования. По сути, в 2020 году следовало принимать (а начинать разработку, как минимум, в начале 2019 г.) новый генплан до 2050 года, увязав его со стратегией городского развития на этот период, а не корректировки действующего - морально устаревшего и уже многократно нарушенного и перекроенного - генплана 2002 года, мероприятия которого по большей части остались невыполненными.
3. В настоящее время документ "беспомощен" и не служит руководством для реализации системных планов развития города. На примере действующего генплана понятно, что им можно пренебрегать, предписанные им регламенты - нарушать и менять. "Корректировки" могут изменять генплан кардинально.
Более того, ситуативные корректировки, скорее, "подгоняют" генплан под те изменения, которые бессистемно происходят в городе, хотя документ, наоборот, должен обозначать рамки и приоритеты. Практика реализации действующего генплана показывает, что он не обязывает ни к реализации закладываемых мероприятий, ни к следованию приоритетам, ни к соблюдению регламентов.
На наш взгляд, генплан должен определять градостроительные методы для реализации за определенный период времени долгосрочных целей и ценностей городского развития, закрепленных в главном стратегическом документе местного уровня. Корректировка же генеральных планов допустима в том объеме и существе, в котором они остаются верны общегородским ценностям и приоритетам.
Также, в генплане должны быть предусмотрены нормативно-правовые, регулятивные, экономические и пр. механизмы реализации заложенных принципов, которые должны прорабатываться на уровне межведомственных консультаций с участием независимых экспертов. В рамках своей компетенции и закладываемых задач по достижению целей развития с планировочной точки зрения, у генплана должна иметься юридическая сила рекомендовать разработку и принятие НПА, от наличия которых зависит его реализация.
Среди факторов, которые следует обязательно учитывать при разработке генплана, мы также выделяем прогнозируемые объемы городского бюджета и инвестиций на период реализации генплана, чтобы оценить реалистичность закладываемых мер. Кроме того, генплан должен учитывать риски экономического или финансового кризиса, стихийных бедствий и экологических факторов, в первую очередь, изменение климата.
На законодательном уровне также следует уточнить статус генплана. В противном случае, все закладываемые мероприятия останутся "на бумаге", ни к чему не обязывая ни акимат, ни бизнес.
4. Мы настаиваем, что генплан - как и все подобные стратегические документы - должны быть согласованы между собой. На сегодня можно сделать вывод о несогласованности корректировок с другими документами и планами других организаций в планировочных и транспортных вопросах.
Как известно, в городе разрабатываются или уже приняты различные стратегические документы, планы и программы. Это Стратегия развития "Алматы-2050", Комплексный план развития Алматинской области, Генплан развития пригородной зоны г. Алматы, бывший в разработке до 2018 года мастер-план Алматы, программы "Ветхое жильё", "Vision Zero Алматы", отдельные транспортные, отраслевые схемы и прочее.
При ознакомлении с ними становятся очевидными принципиальные несогласованности и нестыковки. Так, по генплану сохраняется промзона севернее пр. Рыскулова и восточнее ул. Бокейханова, а согласно Стратегии там намечается крупный деловой район Downtown. В генплане и стратегии не совпадают центры периферийных зон. Развитие транспортного каркаса, скоростного общественного транспорта, предусматриваемое Стратегией, также не согласовывается с решениями в генплане. Подобных примеров множество, и это лишь то, что можно заметить при поверхностном ознакомлении с материалами СМИ.
5. Необходим полноценный ситуационный центр с открытыми для горожан данными, получаемыми через различные информационные системы. В настоящее время, хоть он и создан технически, незаметна его роль в структуре принятия, реализации и последующей оценке решений. Создание эффективного ситуационного центра позволит городу вести постоянный мониторинг реализации положений генплана в режиме реального времени.