Президенту РК
К.К. Токаеву
Призываем Вас обратить внимание на проблему закрытости процессов принятия архитектурных и градостроительных решений в городах Казахстана.
Сложившаяся практика сводится к кабинетным процедурам за закрытыми дверями, итоги которых спускаются для исполнения сверху вниз, а граждане информируются о них пост-фактум, и то не всегда. Это часто приводит к плохо продуманным решениям, не учитывающим контекст, общественный запрос и мнение независимых экспертов.
Проводимая таким образом политика вызывает справедливое недовольство общества, поскольку приводит к бессистемной застройке, деградации городской среды, зеленых зон, общественных пространств.
Отсутствие механизмов вовлечения граждан и экспертов в решение вопросов городского развития повышает риски социальной напряженности и несет угрозу сбалансированному развитию городов Казахстана, мешая им стать центрами экономического и креативного роста нации.
Такая ситуация полностью противоречит предложенной Вами концепции «Слышащего государства», которое вовлекает население в управленческие процессы, оперативно и эффективно реагируя на конструктивные запросы граждан путем постоянного диалога власти и общества.
На важность участия горожан указывают и эксперты ОЭСР. "Это послужит повышению качества жизни и инвестиционной привлекательности городов Казахстана. На смену принципу "информирование вместо обсуждения" должны прийти институционально закрепленные общественные консультации на всех этапах выработки, принятия, реализации и оценки решений. Властям Казахстана необходимо активнее выяснять мнение заинтересованных групп населения, а градостроительная деятельность должна иметь коллегиальный характер", гласят рекомендации ОЭСР.
Только вовлечение независимых экспертов, институтов гражданского общества и локальных сообществ поможет принимать более качественные решения, снизить уровень конфликтности в обществе и усилить подотчетность администраций. Без вовлечения граждан в процессы принятия решений о городе невозможно добиться удовлетворения потребностей горожан - основной задачи акиматов при проведении политики на местном уровне.
Помимо перечисленных преимуществ для гражданского общества, внедрение таких механизмов несет в себе важные плюсы для государственного сектора - повышение качества госуправления на местах, сбалансированное развитие городов, улучшение качества жизни в городах и предупреждение коррупционных нарушений. Более того, пользу извлечет и бизнес в силу большей предсказуемости процессов согласования проекта. Раннее и деятельное вовлечение экспертов и жителей поможет компаниям снизить репутационные риски и избежать потерь, которые они несут сейчас, когда на фоне общественного резонанса им приходится переделывать проекты и сопряженную с ними документацию, или вовсе отказываться от них. В целом, более прозрачные и понятные процедуры улучшат бизнес-климат наших городов, приблизив Казахстан к лучшим международным практикам в области проектирования.