В отношении общественного транспорта презентация акимата ставит очень скромные цели по строительству 40 км новых выделенных линий для магистральных автобусов и зачем-то предлагает допустить на них такси. Во-первых, 40 км – это очень мало (по сути, один длинный маршрут). Учитывая, что общая протяженность автомобильных дорог в городе более 3000 км, необходимо значительно активнее увеличивать количество и протяженность выделенных и обособленных линий общественного транспорта, чтобы стабилизировать интервалы движения автобусов и троллейбусов. Во-вторых, допуск на выделенные линии такси станет ошибкой в современных условиях дерегулированного, «платформенного» рынка таких услуг, в котором слаборазличима грань между частным автотранспортом и такси.
В документе ставится цель увеличения количества ежедневных поездок на общественном транспорте к 2025 году с 1,4 млн до 1,7 млн. Данный показатель не покажет ни реального роста перевозок, ни роста предпочтения жителей в пользу общественного транспорта. В данном случае корректнее ставить целью рост пользователей общественного транспорта в процентном соотношении. Этому будет способствовать развитие магистральных линий скоростного общественного транспорта (BRT) для связи новых центров.
Мы также считаем важным задачу по строительству легкорельсового трамвая по ул. Толе би в северо-западном и восточном направлениях переместить из списка среднесрочных в краткосрочные, начав работу над ней незамедлительно. Целый ряд мероприятий, которые по логике акимата должны быть реализованы до LRT, зависят от него – от оптимизации маршрутной сети до обновления автобусных и троллейбусных парков. Также необходимо конкретизировать и обозначить планы по строительству второй и третьей очереди легкорельсового трамвая в краткосрочной или среднесрочной перспективе.
То же самое относится к реализации проектов транспортно-пересадочных хабов, которым уже почти десять лет. Их также необходимо реализовать до 2025 года, тем более, что сам документ акимата в разделе, посвященном агломерации, полагается на их наличие к 2025 году.
Мы обращаем внимание на то, что в документе не обозначены ни целью, ни мерой (для улучшения экологии, например) такая важная задача как уменьшение трафика частного транспорта, например, путем развития платных парковок, зон с малыми выбросами или других ограничений. Также следует ставить более амбициозные цели по развитию городской сети велополос и велодорожек, чтобы обеспечить безопасную инфраструктуру для быстро растущего парка микромобильного транспорта (в текущей редакции – 60 км).
В целом, как по выделенным полосам для общественного транспорта, так и по сети велоинфраструктуры, правильнее будет обозначать в качестве целевых показателей не столько их протяженность, сколько долю общественного и микромобильного транспорта в общем объёме пассажиропотоков.
В отношении дорожной безопасности, необходимо внедрять решительные меры и основывать их на комплексном подходе стандартов Vision Zero и ограничения скорости до 30 км/ч на городских улицах.