Urban Forum Kazakhstan
Сессия 1. Пространства культуры и искусства
II Международный форум по крытым общественным пространствам
6 февраля 2020 года
Культура и искусство – за пределами выставочного формата. Пространство не для экспонатов, а для людей. Как оживить музеи, театры и галереи, привлечь постоянный поток посетителей и интерес к ним, а не только в дни спектаклей или вернисажей?
SPACES.nut-sultan – это эксперимент, который предлагает показать горожанам, акимату, собственникам и управляющим различных помещений то, как эти помещения могут стать городским пространством, привлекательным для посещения. Мы активировали на 1 день один этаж сферы Нур-Алем на Экспо, на несколько дней арт-завод Гидра на территории Целингидромаша, на несколько недель Дом Кубрина в сердце старого города и помогли обрести новую функцию галерее TSE – надеемся, на годы вперед. Какие есть планы у города в этом направлении – как сделать так, чтобы наши музеи, гигантские холлы концертных и выставочных залов не пустовали, а генерировали общение, новые идеи и социальный капитал?
Кристина Бекмурзаева
советник начальника управления культуры г. Нур-Султан
— Я бы хотела поблагодарить организаторов форума, потому что развитие пространств - это как никогда актуальная тема сейчас. Идеи, обсуждаемые тут, могут стать генеральной темой нашей дальнейшей работы. У городской администрации очень большие планы.

В этом году особый акцент будет делаться на театры. Разработана программа по поддержке театров, планируется проведение года театров в Нур-Султане. В 2019 году более 200 тысяч человек посетило спектакли только в тех театрах, которые находятся в ведении управления культуры. С ними будет проведена большая работа и хотелось бы в конце года поделиться её результатами.

Большое место в создании «третьих мест» занимают библиотеки. Все мы знаем, что сегодня они не такие привлекательные для посетителей. На данный момент уже разработан проект для городских библиотек. Впервые они будут использовать прилегающую уличную территорию. Мы хотим внедрить новые подходы к ним и сделать их популярными. Библиотеки должны стать драйверами в каждом из районов города и сделать качественный и актуальный контент доступным для каждого горожанина.

У нас есть большая проблема по использованию крупных объектов – это фойе Пирамиды, Дворца независимости, концертных залов, конгресс-холл и многие другие. Мы ставим целью придание этим пространствам многофункциональности, сделать их более открытыми. Большая часть активности, которая будет там проходить, будет направлена на образовательный и культурный контент для горожан любого возраста. Мы хотели бы привлекать местные сообщества, чтобы, в целом, внедрить культуру пользоваться «третьим местом».
На I Международном форуме по крытым общественным пространствам в декабре 2018 года одна из секций была посвящена библиотекам и тому, как превратить его из пространства для книг в место для людей, из хранилища знаний в место для обмена знаниями.
— У нас очень много интересных зданий в плане архитектуры, но нужно поработать над содержанием, функциональностью. Часть этих пространств можно использовать как выставочные пространства, как образовательные площадки, зонировать пространство под крупные и малые мероприятия, рабочие пространства и т.д. В этом направлении мы будем работать и взаимодействовать с коллегами. Для меня фестиваль SPACES.nur-sultan дал очень много идей, открытий, вдохновения и практических инструментов для развития «третьих мест».
Сообщество, объединившее молодых и уже признанных художников, живущих в Астане, имеет очень тесную связь с урбанистикой и исследованием города – «города, в котором живет художник», как говорится в девизе площадки. За 2,5 года работы Artcom провел несколько крупных выставок, масштабные лекционные и дискуссионные программы и десятки арт-интервенций. Одной из первых своих тем площадка выбрала исследование общественных пространств города через художественные практики. С тех пор Artcom продолжает пробовать аппроприацию городской среды, приспосабливая помещения - прежде закрытые или с ограниченным доступом – к живому общению горожан между собой. На нашем фестивале Artcom вновь запустил Art Collider – свою дискуссионную и творческую площадку - в самом центре Экспо, в сердце сферы Нур-Алем. Айгерим, каким вы видите развитие общественных пространств в Астане за последние два года?
Айгерим Капар
руководитель платформы Artcom
— Кажется, что много всего произошло за последние два-три года, постоянно что-то меняется, но мне – жителю и пользователю этого города – по-прежнему некуда пойти, кроме галереи TSE. Это все еще единственное место, где есть современное искусство и площадка для актуального арт-дискурса в столице, городе-миллионнике. Это просто нонсенс.

Один из важных вопросов комфортного ощущения в городе – это наличие публичных пространств, в которых человек может самовыражаться и развиваться как личность. Платформа Artcom объединяет художественное сообщество столицы. Чтобы развивать креатив, нам нужно пространство, где мог бы происходить профессиональный обмен, коммуникация с жителями. Фокус нашей работы – в городе, его переосмыслении и в художественных практиках, связанных с ним. Город, в свою очередь, – это, в первую очередь, люди.

Мне кажется, создание центра современного искусства – это потребность №1 для всех, кто занят в креативных индустриях профессионально и для любого человека, желающего с этим познакомиться. Я вижу это по нашей аудитории – наш лекции и дискуссии всегда открыты и у нас всегда аншлаг. У большинства жителей нет представления о таких возможностях, но после того, как у них происходит первый контакт с классным публичным пространством, они начинают генерировать запрос на них.
Галерея TSE Art Destination открылась почти ровно два года назад и сразу стала знаковым местом на карте города. Сегодня кажется, что она была всегда. Выставки, лекции, дискуссии, поэтические вечера и кинопоказы – галерея всегда была открыта для городских сообществ. На нашем форуме год назад Дина Байтасова – основатель галереи – рассказала о мечте превратить ее в полноценный арт-центр, который бы привлекал посетителей разных возрастов каждый день. На SPACES.nur-sultan команда TSE реализовала проект библиотеки. Оправдались ли ваши ожидания от ее создания?
Бауржан Сагиев
директор центра современного искусства TSE Art Destination
— Галерея нарабатывает публику не только выставками. С февраля 2018 года, когда мы открыли двери, было проведено около 50 мероприятий образовательной программы. Для развития этого компонента нам как раз не хватало библиотеки.

Я долгое время жил в Лондоне, где в любой части города есть не только открытые общественные пространства, но и помещения, которые выполняют ту же функцию – галереи, музеи, библиотеки, фойе театра и другие. Все они оснащены различными функциями, чтобы было комфортно себя там чувствовать, с какой бы целью ты туда ни пришел. Мы всегда хотели сделать из нашей галереи такой арт-центр здесь, в Нур-Султане, и это будет оставаться нашей целью.

Сейчас благодаря библиотеке мы стали ближе к этой цели. Аудитория меняется. Это происходит не за один день, но ты чувствуешь изменение. Увеличивается поток, люди каждый день приходят. Мы в значительной мере рассчитывали на приток студенческой аудитории, и они действительно приходят целыми группами.

В такие моменты понимаешь, насколько невелика площадь галереи – приходит 10-15 человек и уже нужны дополнительные места. Это говорит о том, что все-таки нужно расширяться и физически, в метраже. Пока же мы ставим задачу расширять именно пространство библиотеки, потому что видим большой интерес к ней от людей.
Мистецький арсенал, или арт-арсенал, в Киеве – один из самых известных центров современной культуры в Восточной Европе. Созданный в 2006 году, он стал флагманом арт-институций на территории в несколько гектар и выставочной площадью в 50,000 кв. м. Это не храм художника и куратора, а место для горожан. Его цель - взаимодействие с обществом, а не создание креативного гетто. Как Арсенал вовлекает горожан и сообщества? Как при этом не потерять свою культурную функцию, соблюсти баланс между запросом аудитории и художественной цельностью арт-институции?
Юлия Коломак
директор по связям с посетителями, «Мистецький арсенал», Киев (Украина)
— Мистецький арсенал работает не только с жителями Киева, но со всеми городами Украины. По форме организации мы являемся государственным предприятием, а физически располагаемся в большом историческом здании, только часть которого можно использовать для выставок.

Если спикеры из Астаны говорят, что здесь мало пространств, где происходят какие-то культурные мероприятия, то у нас обратная ситуация. Мы постоянно боремся за посетителей, которым каждый день афиши предлагают очень насыщенные программы. Особенно осенью, когда реализуются почти все проекты, которые получают финансирование украинского культурного фонда. Фонд проводит свои конкурсы в начале года, к середине года заключают договоры и люди начинают реализовывать свои проекты летом и осенью.

Основные проекты Арсенала – это, конечно, выставки. У нас практически всегда идет какой-нибудь выставочный проект. Это большая исследовательская работа кураторов, художников, консультантов, менеджеров, которые делают его таким, чтобы он имел смысл, нес свою функцию, помогал Арсеналу выполнять свою миссию. Выставки на 4 тысячи квадратных метров не готовятся за один-два месяца, некоторые проекты мы готовим 2-3 года. Из-за этого бывают периоды, когда ничего не происходит.
Чтобы поддерживать постоянную активность у себя, мы создали формат лабораторий. Лаборатория современного искусства проводит резиденции и мастерские с молодыми художниками. В литературной лаборатории уже третий год проходят успешные лекционные курсы. У нас есть целый отдел, который занимается образовательными проектами. Еще один формат – фестивали. Сейчас у нас есть два больших фестиваля – образовательный и книжный. Оба подразумевают колоссальное взаимодействие с публикой - это музыка, литература, перфомансы, выставочные проекты.
— Приглашая людей к себе, важно предусмотреть доступность для всех категорий посетителей – маленьких и пожилых, людей с ограниченной мобильностью или другими потребностями. Например, мы проводим специальные мероприятия для родителей с маленькими детьми – их опыт посещения выставок тоже отличается. Чтобы лучше понимать своею аудиторию, мы проводим опросы на каждой выставке, анализируем и сопоставляем показатели.

Для многих посещение арт-пространства предполагает множество правил, но на самом деле их не так много – уважать труд художника и приватность других людей. Дальше ты можешь говорить громко, ты можешь сидеть, ты можешь лечь. Это некий консенсус между тем, что разрешено и тем, что ты можешь себе позволить. Не то, что сотрудники музея тебе позволят, а ты сам.

Вчера я была в Национальном музее в Астане. Как мне показалось, при всей его монументальности, пространственных и технических возможностях, он не используются и на 5% от своего потенциала. Даже если вообще не говорить об идеологической составляющей музея, там миллион возможностей. Нужно просто сделать так, чтобы люди захотели прийти и остаться. Но почему-то он закрывается в 6 часов вечера. Мне кажется, было бы лучше, чтобы человек мог выйти с работы на полчаса раньше и посмотреть выставку хотя бы до 8 часов вечера.
II Международный форум по крытым общественным пространствам и Фестиваль крытых общественных пространств SPACES.nur-sultan организованы при поддержке