Urban Forum Kazakhstan
Сессия 2. Пространства для городских сообществ
II Международный форум по крытым общественным пространствам
6 февраля 2020 года
Современный город предлагает людям разнообразие и шаговую доступность различных общественных пространств, где горожане встречаются в неформальной обстановке для общения, обсуждают новости, объединяются в сообщества по месту проживания или по интересам. Как нам разбудить этот потенциал и усилить социальный капитал города?
Арт-завод Гидра – это уникальное для Казахстана место с огромным потенциалом сохранения и развития. Территория завода «Целингидромаш» несет в себе важную часть истории города, которая хранится не только в музеях, купеческих домах и в общественных зданиях эпохи советской неоклассики или модернизма. Завод – объект промышленного наследия – рассказывает историю трудящегося города. В нем есть все, чтобы быть сохраненным как место памяти и переосмысленным как точка притяжения для горожан, культурной локации, кластера креативной экономики.

В рамках SPACES.nur-sultan в Гидре горожане занимались творчеством на картонных мастерских, слушали лекции международных экспертов о примерах ревитализации индустриальных объектов, смотрели выставку и занимали своих детей различными активностями. Одной из целей нашего фестиваля было вовлечение в активацию общественных пространств и наполнение их смыслом самих горожан. Программа Гидры целиком была направлена именно на это. Насколько опыт прошедших недель повлиял на ваше видение будущего Гидры, каким вы его видите?
Индира Махметова
основатель проекта Арт-завод Гидра
— Для нас было приятным сюрпризом оказаться среди участников фестиваля. Как правило, у жителей Астаны досуг пассивный – это походы в кинотеатры и торговые центры. Активного соучастия горожан в формировании повестки публичных мероприятий, к сожалению, нет. Поэтому для нас было важно, интересно и очень сложно придумать формат мероприятий на SPACES.nur-sultan в Гидре. Главной темой стало сверхпотребление в современном обществе и переработка отходов, а нашим методом - художественные практики и свободный эксперимент с картоном.

Жители приходили в течение четырех недель и работали на мастерской с художниками-менторами, но мы принципиально решили не ограничивать их свободу творчества, не вмешиваться в идеацию и реализацию. Поэтому выставка получилась очень разнообразной и неровной по исполнению, но мы очень гордимся всеми работами, в том числе работами детей. Мы стремились не обучать, не давать мастер-классы и лекции, а старались вовлечь людей, особенно проживающих недалеко от завода, в творческий процесс и общение.
Картонный туннель, созданный за время фестиваля SPACES.nur-sultan
Кажется, это удалось. Картонный туннель, который вел посетителя в зал, стал настоящим порталом в место, где у нас нет социального статуса, возраста и банковского счета, а есть только наши имена, наши желания и наше творчество. В нашем пространстве были игры, музыка, киноуголок, еда и очень много общения. Исходя из успеха картонных мастерских, мы уже планируем новые мастерские с другими материалами вторичной переработки.
— Мы пока не ощущаем, что за несколько фестивальных недель у нас сформировалось сообщество людей, готовых пользоваться пространством Гидры на постоянной основе. Но мы увидели, что 95% тех, кто приходил – это были новые лица, а не привычная аудитория арт-тусовки. Это самый важный результат, что горожанам независимо от их рода занятий и возраста было интересно у нас.

Что касается будущего Гидры – это большой вызов. Мы изначально, во вторую секунду как увидели пространство, заболели идеей его преобразования в арт-кластер. Нам хочется сохранить тут пласт целиноградской истории, чтобы не потерять эту часть наследия и иметь возможность показать ее детям. В то же время нужно двигаться вперед, развивать потенциал места в современном контексте. Два года назад, возможно, эта идея была преждевременной, но сейчас мы уверены в ней, потому что знаем, что ее поддержат жители.

Есть много примеров и моделей того как сделать такие места прибыльными. Это необязательно частные или государственные средства - есть механизмы коллективного инвестирования в развитие конкретного пространства. Мы не рассчитываем на государственную поддержку и не рассматриваем вопрос о привлечении бюджетных средств. В первую очередь мы обращаемся к частной инициативе.
Проект Fading TSE и выставка «Ретроспектива столицы» в Доме Кубрина в течение трех недель собирали полные залы старожилов и молодежи, рассказывая об истории города, которой многие жители миллионного города не знают. Сам проект уже почти год объединяет людей, неравнодушных к теме памяти места, истории и идентичности города, создав большое сообщество в виртуальном пространстве. В рамках фестиваля SPACES.nur-sultan проект обрел на время «дом» в стенах бывшего краеведческого музея. Сообщество выросло в десятки или даже сотни раз. Темы проекта отзываются в сердцах многих горожан самых разных возрастов. Какой промежуточный итог первого года проекта и первой (но, надеемся, не последней) выставки можно сделать? Каким должен быть столичный краеведческий музей, с точки зрения хранилища знаний и в плане общественного пространства?
Темиртас Искаков
организатор проекта «Fading.TSE: Ретроспектива столицы»
— Когда в феврале 2019 года я завел аккаунт в инстаграме после прогулки по своему району, у меня даже мысли не было, что через год я буду здесь сидеть и говорить обо всем этом. Аккаунт был создан импульсивно, но сообщество действительно росло с первого дня проекта. Очень много людей за ним наблюдало, и часть из них стала активно вовлекаться. Со временем стало понятно, что помимо этапа популяризации, рассказывания историй об архитектурных объектах, необходимы именно встречи в офлайне, чтобы собирать людей вместе.

Экспертная дискуссия, которая открыла нашу выставку в рамках SPACES.nur-sultan, показала, что дискурс на эти темы не только возможен, но и нужен. Вся повестка нашего проекта не элитарна, она понятна каждому жителю города – и это очень важно. Большой поток людей на выставке показывает, что у горожан есть запрос на воссоздание краеведческого музея.

Люди приходят в Дом Кубрина и спрашивают: «Что дальше?», «Когда будет следующая выставка?». Все эти вопросы горожане должны адресовать городу, но они спрашивают нас – почему в городе нет своего музея? Почему краеведческий музей, который здесь был на протяжении нескольких десятков лет, закрыли в 1990-х без согласия горожан? Куда делся фонд музея?

Я на эти вопросы не могу ответить, но для меня ясно, что с закрытием музея город потерял большой пласт интеллектуального, художественного и исторического опыта. Забрав у горожан краеведческий музей, у горожан отобрали право на их собственный город, который был здесь до переноса столицы.
Наш город – не просто город, но еще и столица страны. Национальный музей – это не музей города, а музей страны. И, конечно, там очень большая идеологическая составляющая. Зал, посвященный Астане, демонстрирует огромный макет того города, каким Астана хочет быть. Фонды краеведческого музея, переданные в Национальный музей, никак там не выставляются.
— Из опыта нашей экспозиции могу предположить каким должен быть музей. Я думаю, что он должен находиться в центре города, ближе к главной площади исторического центра города, то есть там, где традиционно есть пешеходные маршруты, где горожане, прогуливаясь по набережной, смогут зайти в него. Он должен быть открытым всегда – в выходные, в будни. Это должно быть пространство, куда горожане могут приносить свои вещи, формировать контент этого музея.

Основная функция краеведческого музея, которую я вижу, – это обеспечение преемственности между разными поколениями горожан. На выставку приходили не только посмотреть, но и выговориться. Это своего рода сеанс массовой психотерапии, потому что посетители проговаривали свои травмы – о музее, о снесенных зданиях и уничтоженных артефактах.

Соответственно, музей должен работать и как общественное пространство, а не только как витрина с экспонатами. Любой городской проект должен иметь возможность туда прийти и сказать – давайте проведем лекцию или обсуждение, или выставку. В нем должна быть библиотека с книгами об истории города и горожанах, посвятивших ему жизнь.
Городские сообщества – это жители, объединённые локацией (нейборхуды), группы по интересам и по другим признакам. Их всех объединяет то, что они живут в городе, т.е. находятся в нем более или менее постоянно. Но есть еще одна важная группа временно пребывающих в городе – это туристы, на которых Нур-Султан делает большую ставку. Им интересны места и события, связанные с идентичностью города - где кипит жизнь горожан, где они обмениваются новостями и идеями, пространства для творчества. Это места, где можно прикоснуться к пульсу города, ценностям и устремлениям его жителей. Astana Convention Bureau работает как раз над этими задачами. Каким вы видите Нур-Султан, привлекательный для туристов, каковы ваши планы?
Санияр Айтекенов
директор Astana Convention Bureau
— Астана Конвеншен Бюро – часть глобальной сети бюро, занимающихся развитием туризма в городах. Мы тоже считаем, что креативные индустрии являются важной частью экономики города и страны. Без них, думаю, сложно продвигать любой город на международном пространстве, и Нур-Султан не исключение. У нас есть хорошие примеры взаимодействия между людьми, которым небезразлично развитие города, и людьми, которые принимают решения.

Мы проводим крупные деловые мероприятия, продвигаем дестинации в Нур-Султане для того, чтобы престижные глобальные конференции проводились у нас в городе. Среди критериев международных оценщиков – не только загруженность отелей, но и представленность современного искусства и / или традиционных ремесел. Сейчас хозяева и менеджмент отелей и конгресс-центров понимают, что для них самих лучше, если пространства живут не от мероприятия к мероприятию, а постоянно.

В прошлом году нас посетило порядка 900 тысяч туристов – это те люди, которые останавливаются в гостинице, вне зависимости от того, сколько они там живут. Около 25% из них иностранные туристы. Мы постоянно на связи с организаторами городских мероприятий, оказываем информационную поддержку им, содействуем в организации и коммуникации с городской администрацией.

Мы знаем из мирового опыта, что разные городские пространства могут быть задействованы для проведения корпоративных и статусных собраний – от арт-мастерских и индустриальных объектов до салонов по продаже роялей и исторических музеев. Astana Convention Bureau заинтересован в том, чтобы Астана встала в один ряд с мировыми столицами в деле развития живых и привлекательных пространств как для самих горожан, так и для туристов.
Тереза Вохрызкова организовывает ежегодный фестиваль городских сообществ в Праге уже почти 10 лет. Когда мы задумывали фестиваль SPACES.nur-sultan, нас вдохновлял именно он, пражский Zažít město jinak, где сами жители придумывают как можно на время преобразовать перекресток, пустырь, парк или другое место, чтобы соседи в радиусе нескольких кварталов могли провести время вместе. И не просто придумывают, но и делают все это! Как работает Zažít město jinak? Как люди, никогда не устраивавшие ивентов, создают программу фестиваля и почему это лучше, чем городской досуг, спускаемый сверху вниз?
Тереза Вохрызкова
создатель и куратор фестиваля Zazit mesto jinak (Прага, Чехия)
— С одной стороны, мы используем шаблон, методичку организации мероприятия в рамках фестиваля. Самое главное – сделать все, чтобы этот концепт был доступен для всех горожан. Самые сложные оргмоменты, например, договоренности с мэрией и разрешения, мы берем на себя. У нас есть свой архитектор, который оказывает специальные услуги для дизайна пространства по запросу граждан.

С другой стороны, мы даем людям инициативу. Лучше всего у них получается выстраивать связи друг с другом и придумывать что-то сообща. Мы только задаем направление - работа над одной локацией и что мы можем на ней сделать. Например, на слайде показано мероприятие, которое проходит на прогулочном катере, но стулья и столы, которые вы видите, принесены из чьей-то квартиры. Так мы пытаемся смешать частное и общественное. Наша главная цель – найти эту связь.
Zažít město jinak
При подготовке фестиваля самое важное – найти всех заинтересованных людей на каждой локации. Это могут быть кафе, выставочные пространства или НПО. Затем мы знакомим этих людей, и они решают, что они хотят видеть в своем районе и чем они займутся. Как правило, хорошо работают простые форматы, которые помогают знакомиться друг с другом – это могут быть небольшие секонд-хенды, блошиные рынки. Даже если у вас нет времени на организацию события, вы можете принести что-то из дома, положить это на стол и продавать – так люди знакомятся друг с другом. Кафе также идут навстречу, чтобы выставить на улицу свои столы.
— Мы также помогаем с разработкой общей программы того, что будет происходить по всему городу, размещаем ее в интернете, а также распечатываем брошюры-методички. Также имеется приложение, в котором можно посмотреть, какие мероприятия проводятся на 80 разных локациях по всей Праге. Есть одна общая для всех проблема – организаторы часто жалуются, что не могут посетить другие мероприятия, поскольку отвечают за свой ивент.

Для поддержания правопорядка не предпринимаются никакие особые меры. В наших договорах с местными организаторами прописаны все нормы и правила. Мы не отвечаем за происходящее – за все несут ответственность сами организаторы. За все годы фестиваля мы никогда не сталкивались с какими-либо проблемами. Дело в том, что в разрешении на проведение мероприятий на улице уже прописаны требования о нормах шума и о соблюдении общественного порядка.

Все мероприятия должны быть основаны на гражданской активности. По нашим правилам большим компаниям не разрешено выступать организатором и тем самым рекламировать себя. Мы не влияем на выбор идеи организаторов, но просим обратить внимание на интересы локального сообщества. Мы не работаем с политиками и пресекаем политическую рекламу на наших площадках. В последнее время мы пытаемся ограничивать организацию больших концертов, так как это мешает соседям.

Наш бюджет небольшой – около одного миллиона чешских крон, или 32 тысячи евро. Мы получаем финансирование от города, различных фондов и иногда привлекаем спонсорские средства.
II Международный форум по крытым общественным пространствам и Фестиваль крытых общественных пространств SPACES.nur-sultan организованы при поддержке