Импульс, который придает экономике проект нового сияющего города в степи / пустыне / горах, подобен сильнодействующему обезболивающему, у которого очень кратковременный эффект, но тяжелые побочные последствия. От такой инъекции выиграет строительный сектор и обслуживающие его индустрии, но без сложного экономического уклада, присущего городам, эти новостройки будут призрачной утопией, в которой даже если появятся жители, они все равно будут ежедневно ездить в ближайший мегаполис на работу, в школы и университеты, за услугами и развлечениями. Предприятия, которые "зайдут" в эти города благодаря специальным условиям, низкой аренде и прочим льготам, смогут обеспечить жизнедеятельность этой местности только в той же мере, в какой мы знакомы с советскими моногородами. Такая экономика создает повседневность, совершенно не похожую на городскую жизнь, и не будет привлекательна для людей.
Пройдут десятилетия, сменятся 1-2 поколения, прежде чем это место станет обретать черты города, но, скорее всего, этого не случится, потому что мало кто будет рассматривать его как место, в котором будут жить их дети и внуки. В условиях, когда люди не чувствуют своей привязанности к месту и не связывают с ним своего будущего, рассматривая его как промежуточный этап, геттоизация и упадок среды ускоряется многократно.
Наконец, проблема «городу некуда развиваться», поэтому нужно строить новый, на поверку оказывается сильно надуманной. В постсоветских городах, включая все центральноазиатские «мегаполисы», среда очень разрежена, и имеет огромный нереализованный потенциал для уплотнения – разумного, то есть с учетом инженерной и социальной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, созданием культурных и молодежных центров, условий для МСБ и т.д.
Это, например, бывшие промзоны и складские зоны. Иметь их для города – большая роскошь, так как единственный актив, который у города есть – это земля, а эти зоны расходуют этот ресурс самым неэффективным образом. Это пустыри, заброшки и гигантские районы частного сектора.
Что же делать? Нужно пересматривать градостроительные планы городов, внедрять современные подходы к планированию устойчивых – экологичных, экономически активных, привлекательных и комфортных районов в городах. Нужно главным инфраструктурным проектом сделать не строительство нового города, а поднятие уровня жизни в городах регионов – качества среды и жилья, их экономического и культурного потенциала. Ведь именно оттуда люди уезжают, создавая ту самую пресловутую «нагрузку на мегаполисы». Новый город их не остановит, и проблемы остальных городов страны будут множиться и усугубляться.