ИНИЦИАТИВА
Инвентаризация остановок в нецентральных районах Алматы
Инициаторы проекта планировали провести инвентаризацию остановок и анализ на соответствие потребностям горожан и соответствие нормам проектирования. Всего в рамках исследования изучены 89 остановок, расположенные в четырех районах – на проспектах Райымбека и Сейфуллина, в микрорайоне «Айгерим-1» и районе автовокзала «Саяхат». Рабочей группой опрошено 604 респондента и проведен замер поведенческих установок, составление которых заняло 20 часов полевых исследований.

Сверившись с нормативно-правовой базой, исследователи составили анкету, в которой фиксировались расстояние между дорожной полосой и тротуаром, наличие возвышения, самой конструкции, пандусов, скамеек, урн и пунктов торговли.

Результаты смогли удивить – треть остановок (33%) не имеют остановочных комплексов, 90% остановок не оснащены пандусами. На 37 остановках (42%) нет лавочек. Урны отсутствуют на 27% остановок. В микрорайоне «Айгерим-1» из 20 остановок, зафиксированных в городских приложениях, только одна имеет остановочный комплекс.

В среднем пассажиры ожидают транспорт от 1 до 15 минут, но значительная часть из них начинает ловить такси уже после 7-10 минут ожидания.

Основные пожелания горожан к остановочным комплексам – наличие маршрутных таблиц и досок объявлений, оборудование остановок интернетом и зарядными станциями.
У нас было более десятка различных идей для работы в нецентральных районах. Так как студенты и молодежь постоянно используют общественный транспорт, мы остановились на нем. И это было слишком большой темой со множеством системных проблем.

Мы знакомы с программой ООН в области развития общественного транспорта, в рамках которой проводились исследования, консультации экспертов и была проделана большая работа для городской администрации. Мы искали в большой и системной проблеме небольшой новый и посильный нам аспект – и наткнулись на проблему остановок: в центре города их меняют на новые, на периферии же убогие старые конструкции.

При этом остановки имеют, во-первых, практическое назначение: предоставить информацию о движении транспорта, укрыть пассажиров от зноя и дождя, предоставить сидения тем, кто нуждается в этом; и, второе, – являются объектами городской архитектуры и даже несут печать культурных эпох. Если посмотреть на алматинскую остановку глазами туриста, который оказался тут впервые – она никаким образом не поможет ему сориентироваться в местонахождении и подсказать, куда и как ему добираться.

Побывав в нескольких районах, мы увидели, что на периферии либо старые облезлые остановки, либо их нет вообще. С другой стороны, начали искать правила, согласно которым остановки должны устанавливаться – и не нашли их. Стало ясно, что к этой составляющей транспортной инфраструктуры нужно привлекать внимание.
Ирина Медникова
инициатор проекта, директор Молодежной информационной службы Казахстана
Презентация итогов проекта и каталоги остановочных комплексов
Проект стал победителем конкурса «Социальные проекты на развитие нецентральных районов города Алматы» в рамках программы «Новые гражданские инициативы» Soros Foundation - Kazakhstan, организованного совместно с Urban Forum Almaty