Urban Forum Kazakhstan
Велосипед как будущее городского транспорта
Перевод статьи профессора социологии Лесека Сибилски о том, как велосипед становится приоритетным массовым видом транспорта
Во многих городах мира на фоне пандемии повышается привлекательность велосипедов. Хотя в нашей части света большинство к этому относится скептически, это факт, который активно принимается во внимание властями разных городов. Профессор социологии из Нью-Йорка Лесек Сибилски объясняет почему
(читать оригинал – здесь).
Во-первых, социальную дистанцию на велосипеде соблюдать проще, чем в автобусе или метро. Во-вторых, сокращение автомобильного трафика и введенные ограничения по скоростному режиму делают велоперемещения намного безопаснее.

Мегаполисы принимают дополнительные меры для улучшения велоинфраструктуры, отдают часть дорог под велополосы, расширяют сети велопроката. Для городов и стран, всерьез воспринимающих борьбу с изменением климата, это и способ снизить выбросы парниковых газов, 16% которых приходится на транспорт.
Многие города находят ответ в новых формах урбан мобильности – пешей, велосипедной и альтернативной (самокаты и проч.). Например, центр Лондона стал зоной, свободной от машин. Это сделано, чтобы снизить выбросы автотранспорта в атмосферу, но главное – освободить улицы для пешеходов и велосипедистов, перемещения которых отличаются социальной дистанцией, в отличие от общественного транспорта. Кстати, тротуары были расширены не только в центре, чтобы обеспечить социальную дистанцию людей, ждущих на улице очереди в магазин и т.п., не создавая неудобств для прохожих.
Считается, что велосипед, который в Великобритании уже приравнен к «массовому виду транспорта», повышает качество жизни и стимулирует экономику – а автотранспорт, напротив, снижает привлекательность и оживленность улиц. Есть данные исследований, что велосипедист тратит в среднем втрое больше в локальных МСБ, чем автовладелец, а наличие велоинфраструктуры способствует развитию розничной торговли.
Для этого нужно адаптировать транспортные системы и услуги: создать сети безопасных велополос, оборудовать общественный транспорт устройствами для перевозки великов, обустраивать велопарковки, развивать велопрокат и стимулировать велорешения у МСБ (доставка и пр.).
Еще важно менять мышление горожан и властей, сломать социальную стигму в отношении велосипеда как транспорта для бедняков или как предмета досуга, а не транспортного средства.
Все изображения: Pixabay