|
Авторы:
Давид Камински
Адильжан Псяев
Давид и Адильжан не только исследуют, но и практикуют архитектуру, однако именно их фанатичный интерес к вопросам наследия, скрупулезность при работе с документами и безграничная любовь к Алматы определили их участие в проекте.
В ходе работы нами собраны самые разнообразные материалы из всех возможных источников, включая архивы, литературу и даже филокартию. Таким образом, мы имеем полную картину истории кинотеатра и максимально возможное представление об облике «короны», венчавшей его. Материалов не было ранее в широком доступе и многие из них открыты впервые.

Удалось обнаружить только первоначальный вариант «короны».
По реализованному варианту мы смогли найти только фото- и видеоматериалы, позволяющие восстановить ее общий облик. Оригинальные чертежи «короны» отсутствуют в архивах города. Со слов Александра Коржемпо, они должны были сохраниться в Союзе художников, выполнявшем ее, но и там материалы не сохранились.
В Центральном государственном архиве были собраны архивные документы, включающие постановления, заключения, указы и пр. Данные материалы уникальны тем, что позволяют восстановить хронологию строительства кинотеатра, а также логику эволюции его замысла. Решение об отводе земельного участка на площади Абая, датированное 2 октября 1963 года, позволило впервые установить дату начала всех работ. Кроме того, в материалах упоминаются первоначальные проектные характеристики кинотеатра, например, вместимость 800 человек (в реализованном варианте 1000 мест), а также разный размер двух кинозалов (реализованы два зала одинакового размера).

Из решения Алма-Атинского горисполкома №123 стало известно, что решение о присвоении названия «Арман» кинотеатру было принято 14 апреля 1967 г. До этого момента он указывается как «кинотеатр на площади Абая».

Паспорт памятника архитектуры «Здание кинотеатра «Арман»» подтверждает, что «корона» опоясывала кровлю здания по всему периметру. В документе, в частности, говорится: «Для увеличения высоты кинотеатра в его композицию были введены металлические орнаментальные решетки, завершающие здание по периметру». Этот паспорт – доказательство статуса здания – впервые оказывается в руках у собственника здания.
Из Центрального государственного архива научно-технической документации РК мы получили копии чертежей эскизного проекта кинотеатра. Они включают в себя генплан участка, варианты фасадов, планы этажей и отдельные архитектурные детали. Они отражают первоначальный замысел архитекторов.

Самым ярким отличием является первоначальная текстура фасада. Здесь штукатурка рустом поделена на множество прямоугольников, складывающихся в геометрический паттерн. Кроме того, на чертежах показано два варианта решения барельефов на боковых фасадах.
Согласно ранним чертежам, первоначально установка «короны» на здании не планировалась. Конструкция, похожая на нее, обнаруживается на более позднем чертеже, показывающем расположение декоративных элементов на фасаде. На нем здание венчают тонкие полосы, предположительно, неоновой подсветки. На боковом фасаде они складываются в надпись «КИНОТЕАТР АРМАН».
Среди чертежей архитектурных элементов также присутствуют: рекламный стенд, в прошлом установленный перед зданием; оригинальный дизайн входных дверей; светильники-грибы, в прошлом установленные во внутреннем дворике кинотеатра; элементы «слокор», которые были закреплены над экранами в зрительных залах. В будущем представляется возможным восстановить и эти элементы.

Также в полученных чертежах на фасаде указано раннее (возможно, неофициальное) название кинотеатра – «Алма-Ата».

Из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан было получено несколько кинофильмов, в которых возможно разглядеть «корону». На отдельных кадрах она демонстрируется в деталях, позволяя распознать рисунок.
В кинохронике «Советский Казахстан» (1968, Казахфильм), выпуск №26 рассказывается об открытии кинотеатра и, помимо фасада, в подробностях показаны интерьеры «Армана».

Кинофильм «Монументальное искусство Казахстана» (1976, Казахфильм, реж. Емельянов Г.) акцентирует внимание на барельефах на боковых фасадах, но также позволяет довольно подробно увидеть солнцерезы, установленные над ними, которые являлись частью «короны».

Впервые были получены фотографии, на которых можно детально рассмотреть здание со всех сторон, что дает максимально широкое представление о его первоначальном виде (на момент съемки в 1991 г.) и позволяет восстановить образ ранее невидимых участков «короны».

Открытка, отсканированная нами в оригинальном разрешении вместе с оборотной стороной, позволяет утверждать, что объект стал знаковым вскоре после завершения строительства.

Фотографии из малоизвестной книги «Градостроительство Казахстана» (1973 г., издательство «Казахстан»), дают представление о первоначальном облике внутреннего дворика, включая оригинальные грибы-светильники, а также барельеф на боковом фасаде.

Статья «Арман – значит мечта» в газете «Вечерняя Алма-Ата» фиксирует в истории дату открытия кинотеатра – 6 сентября 1968 года. Вместе с кинохроникой об открытии «Армана», она позволяет ощутить значимость события в жизни города.