ОШИБКИ ВЕДУТ К ПРОБЛЕМАМ Продолжающаяся застройка окраин в полном отрыве от планов развития магистрального общественного транспорта ставит под угрозу устойчивое развитие Алматы и в самом скором будущем грозит крупными социальными и экологическими проблемами.
Согласно проектам детальной планировки районов на западе Алматы, власти готовятся активно наращивать население там, где в последние годы уже остро стоят транспортные проблемы, вызванные массовым жилищным строительством без создания соответствующей инфраструктуры общественного транспорта. Между тем, в этих районах еще несколько лет назад, согласно генплану, должна была появиться линия скоростного трамвая.
Акимат Алматы совершает крупную градостроительную ошибку, поощряя появление крупных жилых массивов, жители которых окажутся зависимы от личного автотранспорта. Такая ситуация наблюдается на всех окраинах Алматы. Подчеркиваем, что это полностью противоречит как транспортной, так и экологической стратегии города и республики.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ТРАМВАЙ На сегодня скоростной трамвай во всем мире признан самым оптимальным и эффективным способом перемещения людей в крупных городах со схожими экологическими проблемами.
За последние годы в мире появились десятки новых линий легкого рельсового транспорта, в т.ч. в развивающихся странах Африки и Южной Америки. В соседней Российской Федерации по концессионному соглашению реализуется четыре проекта трамвайной сети: два из них – в Санкт-Петербурге, а также в Таганроге и Верхней Пышме; планируется строительство линий скоростных трамваев в более чем 20 городах.
Это обусловлено рядом преимуществ, которые предлагают системы скоростного трамвая, в сравнении с прочими видами общественного транспорта, включая электробусы:
1. более высокая скорость благодаря движению по физически обособленным от автомобильной дороги путям.
2. большая пассажироемкость, поскольку современный состав перевозит до 200 человек, а средний пассажиропоток в целом доходит до 140,000 человек в сутки.
3. сравнительно небольшие стоимость и время запуска линий в сравнении с метрополитеном; при этом экономический эффект скоростного трамвая и его значение для транспортной системы намного выше, чем от других видов общественного транспорта за счет благоустройства и повышения качества уличной среды.
4. экологичность - современные системы скоростного трамвая предполагают нулевые выбросы в атмосферу и самую высокую энергоэффективность в пересчете на перевезенного пассажира среди городских видов транспорта.
5. комфорт - просторные низкопольные составы и приподнятые платформы на остановочных комплексах обеспечивают полную доступность для маломобильных групп населения - инвалидов, пожилых людей, детей, родителей с колясками и т.д.
6. безопасность - трамвайные системы характеризуются в мире наименьшим количеством ДТП, так как при надлежащем проектировании и обслуживании они в меньшей степени зависят от человеческого фактора. Именно поэтому трамвай хорошо сочетается с пешеходными улицами и зелеными коридорами.
АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ АЛМАТЫ Все эти факторы очень актуальны для Алматы. Скоростной трамвай сможет связать большие густонаселенные районы сложившейся и бурно развивающейся новой застройки между собой, с центрами притяжения и точками приложения труда. Это поможет реализовать заявленную акиматом стратегию "города без окраин" экологичным и эффективным образом, повысит качество жизни горожан, экономическую активность и привлекательность Алматы для инвесторов и туристов.
Проект системы скоростного трамвая в Алматы, работа над которым была начата в 2013 году, мог бы стать примером транспарентного международного инвестиционного проекта. При участии зарубежных консультантов уже была полностью разработана конкурсная документация для первой линии. Проект прошел международные скрининги и все необходимые государственные экспертизы. Состоялся первый этап открытого и прозрачного конкурса среди инвесторов. Все эти параметры кардинально отличают его от проекта ЛРТ в г. Нур-Султан как по стоимости так и по системе реализации.
В настоящее время, судя по заявлениям акима Б.Сагинтаева, проект близок к сворачиванию. С осени 2019 года его судьба остается неясной. Аким города Б. Сагинтаев обещает начать его реализацию, но постоянно ссылается на нехватку средств, при этом параллельно продвигая другие проекты, которые не способны повлиять на ситуацию и лишь отвлекают от решения проблемы транспортной связанности Алматы - например, это проекты пригородных электричек и "прогулочного" трамвая.
Сметная стоимость всего проекта, несмотря на заявления акима Б.Сагинтаева, даже при текущем бюджете г. Алматы, является вполне подъёмной, не говоря уже о возможностях государственно-частного партнерства. Аким в выступлениях завышает стоимость проекта, озвучивая (в отличии от других транспортных проектов) затраты на весь жизненный цикл проекта, а не на запуск, которые составляет всего около 300 млн. долларов. Таким образом, население Алматы не получает объективной и достоверной информации о проекте.
Наши обращения к акимату города Алматы и правительству в прошлом остались без ответа и внимания. Это дает нам основания считать, что г-н Сагинтаев
- не способен донести до правительства суть социально-экономического эффекта проекта на пространственное развитие города и качество жизни алматинцев;
- безосновательно противопоставляет проект скоростного трамвая планам развития метрополитена, хотя затраты на строительство и эксплуатацию, сроки реализации, а также зона покрытия несопоставимы;
- не заинтересован продолжить реальную ежедневную работу с надежными международными консорциумами, которые уже заявляли о своем интересе по реализации конкурентоспособного проекта скоростного трамвая в городе Алматы.