Важно не только объявить проект, сделать презентацию механизма, но чтобы граждане после этого думали сами, какие предложить проекты. Работа должна быть продолжена в виде каких-то консультаций, мастер-классов по тому, как составлять заявки, как оценивать потребности в своем сообществе, как формировать это сообщество и привлекать релевантных специалистов к тому, чтобы составить заявку, которая будет иметь смысл и потенциал для реализации. Нужно это, а не огромное количество идей, потому что идеи – это не проекты. Мы, Urban Forum Kazakhstan, и Фонд Сорос-Казахстан проводили совместно два раунда конкурса городских проектов – в Алматы и еще республиканский – наш опыт показывает, что первичный сбор идей – это очень несовершенный алгоритм. Во втором и третьем конкурсе мы разделили промежуточный этап и принятие финального решения. На промежуточном этапе полуфиналисты конкурса получают тренинг – дополнительные знания о том, каким образом реализовываются проекты, как составляется карта стейкхолдеров в конкретном районе, как это делается и какой есть опыт. Это необходимо, чтобы получить на выходе что-то, что будет реализуемо.