«Алматы – город для людей и люди для города»

 

Urban Forum Almaty 2015, Основные выводы

(исследование проводило Агенство Media System)

«Алматы – город для людей и люди для города»

 

1. Для определения социокультурного портрета (идентичности) жителя Алматы исследовательской группой был задан ряд вопросов, первый из которых позаимствован из метода Ч.Кули. В его основе лежит определение доминирующих для личности социальных статусов и ролей. Авторы метода считают, что главная характеристика «Я» — это способность становиться объектом развития для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль, общество как бы оказывается внутри «Я».
Результаты уличного опроса показали, что жители южной столицы, характеризуя себя, как правило, оперируют такими понятиями как мать/отец (37%), человек (27%), гражданин Казахстана (26%), женщина/мужчина (20%).
В группу второстепенных по значимости социальных ролей вошли такие как специалист (9%), личность (7%), а также семейные статусы супруга, дедушки и бабушки, дочери и сына (8, 7 и 5%, соответственно).
Полученный результат свидетельствуют о высокой концентрации семейных статусов в ответах респондентов на вопрос о самоидентификации. По мнению экспертов, в неустойчивой жизненной ситуации семейно-ролевые и этнические ценности получают доминирующее значение для личности, выступают «аварийными группами», в которых индивид получает социальную, психолого-эмоциональную и культурно-ценностную поддержку.

2. Перечисляя отличительные качества алматинца, респонденты чаще обращают внимание на положительные черты характера и особенности поведения горожан. Так, типичный житель южнойстолицы описывается как человек, демонстрирующий высокую культуру поведения (26%), доброжелательный (14%) и открытый (7%).
Негативные качества называются гораздо реже, среди них суетливость (3%), жесткость, высокомерие, «понты» и отказ от национальных традиций (по 1%).

3. Среди персоналий, которых алматинцы считают достойными звания «почетный житель города» политики (36%), музыканты (33%), писатели и поэты (10%), спортсмены (7%) и кинодеятели (7%) и др. Список лиц, предложенный горожанами насчитывает порядка 80 фамилий. Лидерами общественного мнения согласно данным опроса являются певица Роза Рымбаева (15%), Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамед Кунаев (14%), Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев (10%), а также музыкант и исполнитель Батырхан Шукенов (9%).

4. В тройку лидеров — претендентов на звание главного символа бывшей столицы вошли: высокогорный ледовый каток Медео (38%), яблоко, в том числе сорта «Апорт» (21%) и гора Коктобе с телевизионной вышкой (10%).
Город будучи «живым организмом» находится в процессе постоянного развития и изменения. Не будучи статичным объектом, образ города замещается в сознании горожан каким-либо характерным объектом. По мнению исследователя У.Л. Уорнера символы, выражающие коллективные чувства, имеют первостепенное значение для поддержания преемственности социальной жизни и традиций. Чаще всего это символы, концентрирующие внимание индивида на прошлом и связывающие индивида с ним.
Не случайно, что в топ-листе символов Алматы, горожане указывают те объекты, которые когда-то принесли ему всесоюзную славу, имели значение не только для города, но и в целом для страны. Помимо перечисленных объектов-символов города, респонденты называли здания гостиницы «Казахстан», ГАТОБ им. Абая, Дворец Республики, горно-лыжный курорт Чимбулак, также известные далеко за пределами республики.
5. Безоговорочно, для всех возрастных групп, уникальность города заключена в окружающей его природе. Больше половины участников опроса (67%) перечисляют горный ландшафт, ледники Заилийского Алатау, живописные озера и водопады в качестве источника неповторимости Алматы.
Помимо природно-климатических особенностей местности алматинцы считают, что особенным город делают объекты архитектура (28%), включая высокогорный каток «Медео» (16%). Намного реже упоминаются другие факторы уникальности (5%) такие, как условия социально- экономического и культурного развития города, а также сами жителей города.
Надо отметить, что молодежь намного чаще упоминают в качестве фактора уникальности широкие социально-экономические возможности (41%). Горожане среднего возраста находят, что образ города формируется благодаря рукотворным объектам, памятникам, улицам, паркам и скверам (43%).
А представители старшего поколения считают Алматы уникальной
благодаря людям, которые ее населяют (22%).

6. Среди главных причин рекомендовать южную столицу для проживания его жители назвали наличие широких возможностей для разностороннего, в том числе экономического развития «город возможностей» (33%), исключительные природно-климатические условия «город-курорт» (23%), а также насыщенную культурно-развлекательную инфраструктуру «город-праздник» (22%).
На обратной стороне медали, среди причин не рекомендовать Алматы для жизни горожане называют проблемы дорожно-транспортной сферы, в том числе пробки, отсутствие парковок, претензии к работе общественного транспорта и т.д. (39%), дороговизну жизни (32%), и критическое состояние экологии (32%).