Такси в транспортной системе города
материал Адиля Нурмакова
Что такое такси для городской мобильности сегодня? В глобальном масштабе реальность такова, что услуги такси базируются на платформенных сервисах, использующих технологические инновации. В экономическом смысле сейчас нет альтернатив цифровым платформам из-за их масштаба, оптимизации перевозок (включая динамическое ценообразование) и удобства для пользователя.

Дополнительными факторами роста рынка стали рост проникновения и улучшение качества мобильного интернета, а также рост числа пользователей смартфонов.

По разным оценкам они отвечают примерно за 10% пассажиропотока в транспортной системе крупнейших мировых городов и примерно 60% ночного пассажиропотока. Они дополняют мобильность жителей отдаленных районов с низкой плотностью населения, плохо обеспеченных общественным транспортом.
Несмотря на известные в прошлом случаи манипулирования алгоритмами тарифообразования, агрегаторы по всему миру сдерживают рост цены поездки и снизили скорость подачи машины клиенту в среднем с 20+ минут до 5-7 минут.
Урбанисты продолжают спорить, устойчивым ли решением для городов является столь широкое распространение услуг такси.

С одной стороны, их доступность может снижать популярность личного автомобиля, особенно на фоне роста эксплуатационных расходов и проводимой в большинстве городов мира политики пешеходизации, сокращения парковочных мест, внедрения платных парковок и т.д.

Технология сопоставления «водитель-пассажир» максимизирует эффективность такси как транспортной функции. Автомобиль практически постоянно находится в движении, перевозя пассажиров, почти не выполняя «холостой ход» и не занимая парковочное место в ожидании клиента.

С другой стороны, такси, конечно, не выдерживает сравнения с общественным транспортом, поскольку не гарантирует снижения загруженности городских дорог. Более того, привлекательность платформенной занятости может, напротив, вести к росту автомобилизации со всеми сопутствующими проблемами.

В этом плане экспансия такси не может считаться однозначным благом для устойчивой транспортной системы, и не должна откладывать реализацию политик по развитию общественного транспорта, который должен становиться более привлекательным по комфортности, стоимости и времени в пути по сравнению с такси.

Слишком низкие цены на такси снижают привлекательность общественного транспорта и делают инвестиции в него малоэффективными. Низкие цены, как правило, вызваны чрезмерным предложением, которое возникает при отсутствии жестких требований к водителям, транспортным средствам и к качеству перевозок.
Особенно важно обращать внимание на обеспечение общественным транспортом тех районов, которые плохо связаны с другими частями города – часто это новые жилые массивы на окраинах. В отсутствие других вариантов – скоростного общественного транспорта или развитой инфраструктуры для микромобильности – у горожан остается выбор только между покупкой личного автомобиля (часто в кредит) или такси. И то, и другое снижает их экономические возможности для улучшения качества жизни

При этом в крупных городах мира такси выполняют для жителей агломерации важную подвозящую функцию, доставляя пассажира к транспортно-пересадочному узлу. В этих случаях агрегаторы шире применяют модели каршеринга / райдшеринга на данных направлениях, в т.ч. в формате шаттлов.
Изображения: Pexels