Sport Concept

 

Цель ОФ «Sport Concept» — содействие в развитии массового спорта, путем создания и эксплуатации доступных дворовых спортивных площадок.
Мы начали со своего двора в Алматы, в котором построили хоккейную коробку, организовали секции по хоккею, бенди и фигурному катанию, дворовые команды, развиваем сеть тренеров-общественников. Хотим возродить городские турниры среди непрофессиональных команд.

Мы призываем казахстанцев строить площадки для своих детей, ищем инвесторов, чтобы решить проблему доступности массового спорта, чтобы каждый ребенок мог заниматься в секциях, расти здоровым и счастливым

История проекта началась в 2012 году с заливки катка во дворе многоквартирного дома. Это был двор Анны Шелеповой и Алексея Кузнецова, создателей SportConcept, и большей частью он представлял собой пустырь с довольно криминогенной картиной. В первую же зиму на любительском катке было насчитано около 3,000 посещений от порядка 1,000 семей из 13 близлежащих дворов.

Проект вначале встретил непонимание, недоверие и даже агрессию у одной части соседей; другие просто не верили в то, что это возможно. Первыми, кто пошел Анне навстречу, был детский сад, который разрешил использовать воду из “своей” трубы для заливки катка, остальные расходы Анна и ее единомышленники взяли на себя.

В 2014 г. команда регистрирует ОФ SportConcept с целью популяризации массового спорта и строительства в Алматы спортивных площадок в общем доступе и шаговой доступности. Для этого ставится задача объединения усилий граждан, власти и бизнеса. Анна сегодня стала одним из самых успешных фандрейзеров среди новых гражданских инициатив в Алматы, а фонд SportConcept — показательным кейсом по выстраиванию партнерств. Помимо строительства площадок, фонд обеспечивает их наполнение «контентом», т.е. спортивными секциями с наставниками.

Анна Шелепова: От горожан мы ждем вовлечения на уровне устойчивых сообществ, потому что это является залогом поддержки проекта на местах и поддержания ими той инфраструктуры, которую мы строим. У бизнеса мы ищем деньги на строительство. У акимата мы тоже просим финансирование и просим, чтобы нам не мешали.

Проектом в 2016-2017 гг. были реализованы площадки на 10 локациях, где появились также и локальные сообщества, повысившие уровень доверия между жителями. Часть расходов была профинансирована спонсорами, привлеченными SportConcept, часть — путем сотрудничества с местными бизнесами, КСК и через механизм подачи заявок в акимат (постановка на очередь для реализации по программе государственно-частного партнерства «Туган жер»).

В рамках проекта также было проведено анкетирование на тему досуга детей в городе. Результаты опроса, были представлены в августе 2016 г. и позднее были использованы как инструмент адвокации при работе с госорганами, подкрепив тезис о необходимости продвижения спорта среди детей и подростков.

Однако основным направлением деятельности проекта была работа с конкретными объектами и активистами. Отличием работы в рамках конкурса Urban Forum Almaty и Фонда Сорос Казахстан стало переориентирование фокуса с создания физической инфраструктуры на вовлечение людей в процесс реализации и укрепление связей в локальных сообществах.

Анна Шелепова: Заявку [на конкурс] подал Алексей и я поначалу не могла понять, почему мы запрашиваем финансирование на что-то, кроме создания спортплощадок? Мне казалось, что эффективнее было бы потратить все средства на то, чтобы построить площадки, но потом, в процессе работы над проектом, поменялось мое мировоззрение.

Высокая степень видимости проекта в СМИ оказала влияние на процессы принятия решений в акимате Алматы. Концепцию «Спорт для всех» ОФ SportConcept предлагал положить в основу специальной городской программы. В марте 2017 г. Управление физической культуры и спорта запустило программу «Спорт в моем дворе», оператор которой позиционирует себя как «движение», привлекает волонтеров. Планируется создать более 600 секций для детей и взрослых с профессиональными инструкторами на спортплощадках в разных районах города. Очевидно, что соцопрос, проведенный SportConcept в рамках проекта «Спорт для всех», тактически подкрепил принятие акиматом этой программы. Этот опыт сложно назвать в полной мере адвокационным, поскольку программа, реализуемая акиматом была разработана без привлечения ОФ SportConcept, и сам проект довольно скептически оценивает ее.

Сегодня новые локации для площадок SportConcept уже не ищет сам. Вместо этого, желающие, которые выходят на связь с Анной или Алексеем, получают алгоритм действий. Вначале фонд выясняет сколько активистов в группе и сколько детей будет потенциальными пользователями площадки. Далее дается рекомендация 1) пойти в КСК, и получить разрешение; 2) сделать поквартирный опрос, чтобы собрать не менее 70% подписей в поддержку (это условие выступает также тестом на мотивированность активистов), и 3) сделать запрос в акимат, чтобы узнать о планах благоустройства в данном дворе. Если у акимата нет этого двора в плане, тогда фонд начинает работать в направлении поиска коммерческих спонсоров.

Уже после завершения грантового периода, фонд сделал два качественных прорыва в своей работе. В августе 2017 г. ОФ SportConcept вышел на новый этап взаимодействия с акиматом. По словам Анны, это стало возможно благодаря тому, что проект доказал самодостаточность инициативы — в т.ч. в ходе реализации проекта, поддержанного UFA и ФСК. Кроме того, сыграло имиджевую роль активность проекта во время проведения Универсиады — на любительском катке сборная Канады по хоккею сыграла с местными детьми; мероприятие посетили сотрудники посольства Канады в Казахстане. Наконец, появились истории того, как дети, посещавшие площадки ОФ SportConcept переходили в профессиональный спорт.

Анна встретилась с акимом Б.Байбеком. Позже акимат предложил схему поддержки одного из проектов ОФ SportConcept (собственно, самого первого катка) посредством привлечения финансирования от одного из городских бизнесов. Анна утверждает, что именно этого — трехстороннего партнерства акимата, бизнеса и инициатив локальных сообществ — она изначально и добивалась.

Кроме того, в поиске эффективной модели обеспечения устойчивости своей работы, которую она называет «делом жизни», Анна перешла на новый формат социального предпринимательства — она создала PR-агентство, часть прибыли которого уходит на финансирование строительства спортплощадок.

Сайт
Страница Sport Concept в Фейсбуке