Что препятствует контролю скоростного режима на дорогах
Казахстан – один из лидеров глобальных антирейтингов по смертности в ДТП. Ежегодно в республике совершается более 5 млн. нарушений ПДД и 5 тыс. ДТП*. Это почти 600 нарушений и 2 аварии каждый час.

Систематические нарушения ПДД имеют прямую статистическую связь с повышенными рисками совершения ДТП. Злостные нарушители более склонны к риску и агрессивному вождению, а их действия непредсказуемы для других участников дорожного движения.

Нарушение правил подвергает водителя и других участников движения опасности. Регулярные нарушения систематически создают угрозу себе и окружающим.

Простая логика подсказывает: нужно бороться с повторными нарушениями и дисциплинировать водителей. Но в Казахстане повторные нарушения, выявляемые камерами, не регистрируются как повторные. Каждый раз штраф за них выписывается такой, как если бы нарушение было совершено впервые.

Почему цифровизация и видеофиксация не облегчила работу по борьбе со злостными нарушителями, а наоборот?


* на 2022 год
По закону, каждое повторное превышение скорости предусматривает штраф в размере 40 МРП, а не 10 как за нарушение, допущенное впервые. Но только не нарушения, зафиксированные камерами.

Как это объясняют в МВД?

«Штраф оформляется на владельца автомобиля. Если за рулем находится другое лицо, то выписывать 40 МРП было бы неправильным по отношению к владельцу автомобиля».

Почему тогда МВД не смущается выписывать 10 МРП за первое нарушение?
Основная причина смертельных ДТП – это превышение скорости. Чем ниже скорость, тем более собран водитель, лучше его реакция и обзор других участников движения. Это значит, что шансы пешехода выжить тем выше, чем ниже скорость у автомобиля. И именно превышение скорости, в основном, фиксируется видеокамерами, а значит, лихачи не платят больше, нарушая систематически.

На сегодня только 3% штрафов за превышение скорости выписывают непосредственно сотрудники полиции. Все остальные нарушения фиксируются системами фото-видеофиксации, а значит, влекут штраф в 10, а не 40 МРП, даже если это пятидесятое нарушение по счету!
Из более чем 4 млн водителей в год около 50 000 чел. совершает 5-10 нарушений, около 14,000 чел. совершает более 10 нарушений, из них порядка 200 чел. совершает более 50 (!) нарушений в год.

И каждый раз они платят штраф не как за повторное нарушение, а как за первое.
Что такое «нештрафуемый порог»?

Это диапазон скорости, в рамках которого превышение не регистрируется и не штрафуется. В Казахстане это 10 км/ч – то есть, если при лимите в 30 км/ч водитель разгоняется до 40 км/ч, его не накажут.

По данным ВОЗ, каждый дополнительный 1 км/ч скорости автомобиля повышает риск ДТП на 3%, а риск ДТП с летальным исходом — на 4-5%.

Нештрафуемый порог – это пережиток прошлого, который «делал скидку» на погрешность радаров, которыми раньше регистрировали превышение скорости. Современные системы видеофиксации намного точнее. За рубежом этот порог снижен до 1-3 км/ч.
Итоги

Водители, систематически нарушающие ПДД, более склонны к совершению ДТП. Чем больше нарушений – тем выше риск совершения аварии. При этом действующая система контроля скоростного режима не готова дисциплинировать автовладельцев, повышать культуру вождения и соблюдение ПДД. Наоборот, даже для самого злостного нарушителя каждый раз – как первый раз. Это несправедливо.

Так же и страховка: стоимость полиса зависит от разных факторов. Так, страхование жизни дороже в зависимости от возраста и состояния здоровья человека. Страхование ответственности водителей может повысить ответственность водителей, как во многих развитых странах. Но в Казахстане сейчас полис стоит одинаково и для тех, кто никогда не нарушает ПДД, и для злостных нарушителей.
Наши требования к казахстанским властям:
1
Перестаньте покровительствовать злостным нарушителям
2
Защитите всех добросовестных участников дорожного движения
3
Обеспечьте исполнение Кодекса об административных правонарушениях
4
Сократите нештрафуемый порог при регистрации превышения скорости до 3-5 км/ч
5
Сократите предельно допустимую скорость для автомобилей в наших городах до 30-50 км/ч
Присоединяйтесь к этим требованиям, подпишите петицию!