Инвентаризация остановок в нецентральных районах Алматы

 

Каталогизация остановок и анализ их соответствия нормам проектирования и потребностям горожан. Географический охват – микрорайоны Аксай и Мамыр, проспекты имени Райымбека и Суюнбая, район автовокзала «Саяхат».

Попросили Ирину Медникову, генерального директора Молодежная информационная служба Казахстана, рассказать, как идет работа над их проектом инвентаризации остановок в нецентральных районах Алматы. Команда изучает остановки микрорайонов Аксай и Мамыр, проспектов имени Райымбека и Суюнбая на соответствие нормам проектирования и потребностям жителей города. С интересом ждем результаты исследования!

— Обычно в разговорах о городском транспорте центральным понятием является «поток» — непрерывное движение, почему в вашем проекте вы сосредоточили внимание именно на остановках?

— У нас было более десятка различных идей для работы в нецентральных районах. Так как студенты и молодежь постоянно используют общественный транспорт, мы остановились на нем. И это было слишком большой темой со множеством системных проблем.

Мы знакомы с программой ООН в области развития общественного транспорта, в рамках которой проводились исследования, консультации экспертов и была проделана большая работа для городской администрации. Мы искали в большой и системной проблеме небольшой новый и посильный нам аспект – и наткнулись на проблему остановок: в центре города их меняют на новые, на периферии же убогие старые конструкции.

При этом остановки имеют, во-первых, практическое назначение: предоставить информацию о движении транспорта, укрыть пассажиров от зноя и дождя, предоставить сидения тем, кто нуждается в этом; и, второе, – являются объектами городской архитектуры и даже несут печать культурных эпох. Если посмотреть на алматинскую остановку глазами туриста, который оказался тут впервые – она никаким образом не поможет ему сориентироваться в местонахождении и подсказать, куда и как ему добираться.

Побывав в нескольких районах, мы увидели, что на периферии либо старые облезлые остановки, либо их нет вообще. С другой стороны, начали искать правила, согласно которым остановки должны устанавливаться – и не нашли их. Стало ясно, что к этой составляющей транспортной инфраструктуры нужно привлекать внимание.

— Расскажите о вашей команде: помогали ли вам волонтеры на этапе сбора информации, в обходе большой территории, которую охватывает проект?

— Над проектом работает наша алматинская команда и волонтеры – это чуть более 20 человек. Мы провели фотомониторинг остановок в четырех районах города, замер сценариев пассажиров на остановках и опрос 600 пассажиров общественного транспорта – на каждую из этих частей работы ушел месяц.

Сейчас мы сводим полученные данные и готовим их презентацию. Пользователи остановок в наших районах тоже получат информацию об итогах исследования и будут приглашены к дальнейшей работе.

Исследовательских проект инвентаризации остановок в нецентральных районах Алматы стал финалистом конкурса социальных проектов,
организованного совместно с Soros Foundation — Kazakhstan.