Инвентаризация архитектурной идентичности



«Инвентаризация архитектурной идентичности» — проект, направленный на разработку рекомендаций по реконструкции зданий с учетом их оригинального облика, инвентаризацию и каталогизацию существующих и уже утерянных объектов архитектурного наследия Алматы. Последняя инвентаризация проводилась в конце 1980 годов. Очевидно, что требуется актуализация этой информации.

Все чаще мы сталкиваемся с проблемой сноса зданий старого архитектурного ансамбля города, жители требуют сохранения исторического облика Алматы. Иными словами, существует проблема отсутствия четких границ определения ценности старой архитектуры. Одной из задач программы является выработка критериев их культурно — исторической ценности.

Группа профессиональных архитекторов и энтузиастов историко-культурного наследия Алматы предложила проект-исследование архитектурной идентичности города, итогом которого стал бы каталог 100 наиболее значимых зданий бывшей столицы Казахстана, созданных в советский период.

В проекте Архкод Алматы одной из первостепенных задач стало построение команды. Организация ее работы осложнялась спецификой «людей творческих профессий» — впоследствии этот фактор оказал влияние и на работу с экспертами-архитекторами, приглашенными извне. Тем не менее, успешная и вдумчивая реализация этого этапа позволила построить проект, заслуживший доверие в экспертных кругах.

Адиль Ажиев: Много времени ушло на обсуждения перечня объектов для исследования, критериях их отбора, степени их влияния на идентичность городской среды, классификации зданий по стилям. Мы консультировались с ведущими архитекторами того времени; месяцы ушли на работу в архивах. Так мы накопили и упорядочили контент, на основе которого уже можно было перейти к этапу работы с общественностью.

С августа 2016 г. проект стал публичным. Благодаря разноплановым мероприятиям и эффективному сотрудничеству с дружественными СМИ, Архкод Алматы стал заметен и занял пустовавшую нишу активистов на тему архитектурного наследия. В последние годы неравнодушные алматинцы неоднократно выражали свое недовольство сносом и реконструкцией исторических зданий в городе.

Мероприятия включали в себя проработанный медиа-план (1-2 публикации в месяц), мастер-классы и публичные лекции от казахстанских и российских экспертов, а также тематические архитектурные экскурсии, разработанные командой. В марте 2017 года проект провел отчетное мероприятие — Pop-up музей «Архитектурный код Алматы» в Казахско-Британском технологическом университете (КБТУ). В команде считают его наиболее успешным событием, ссылаясь на количество посетителей и возможность получения от них обратной связи «на месте».

Хотя многие экспертные ресурсы имелись у проекта благодаря личным связям Адиля Ажиева и Анель Молдахметовой в профессиональных кругах, именно публичность и открытость способствовала образованию новых партнерств — например, с Музеем современного искусства «Гараж» (Москва) или интернет-изданием «Власть», который последовательно предоставляет медиа-поддержку проекту.

Руководители проекта называют свою общественную деятельность вовлечением горожан, но в первый год это было скорее повышением осведомленности граждан. Исследовательская специфика проекта и не предполагает вовлечения как такового, однако проведенная работа подготовила фактологическую и экспертную базу для развития Архкода Алматы в институцию лоббирования смены подходов городского акимата и правительства республики к сохранению историко-культурного наследия.

Адиль Ажиев: В команде важно соблюдать баланс между амбициями каждого члена и правилами групповой работы. Надо предоставить людям творческую свободу и сохранить горизонтальный характер отношений, однако при этом контролировать выполнение задач и обеспечить следование приоритетам проекта.

Многие проекты традиционно строятся вокруг группы единомышленников или коллег. Архкоду Алматы пришлось собирать новый коллектив и выстраивать работу прежде незнакомых друг с другом людей. По словам Адиля Ажиева, принципы работы в таких условиях должны строиться на совместном принятии решений, четком распределении обязанностей и раскрытии скрытого потенциала людей. Члены команды чувствовали важность работы, поскольку лично интересовались темой. Подкреплять мотивацию, по мнению руководителей проекта, необходимо через предоставление им возможности личностного роста, приобретения новых навыков, и обеспечивая полную открытость планов и текущей повестки проекта.

Страница проекта в Фейсбуке.