15 минут славы
Блог Urban Forum Kazakhstan
перевод статьи Financial Times
Недавно в ряде стран Европы и Северной Америке разразились скандалы, связанные с концепцией пятнадцатиминутного города – в соцсетях, парламентах и даже на площадях люди протестовали против нее. Натали Уиттл, автор книги «15-минутный город», в своей колонке в Financial Times пишет о том, что происходит и почему. ct and product.
Если люди перестают брать в кавычки какое-то выражение, значит что-то изменилось. Например, 15-минутный город – годами об этом понятии писали как о «15-минутном городе», потому что никто толком не понимал, что это значит.

Внезапно все – от обывателей до политиков – оказались вовлечены в яростные дискуссии на предмет того, для чего нужны комфортные городские районы с низким автомобильным трафиком.

Более 2000 человек вышли на марш протеста против этой идеи в Оксфорде (Великобритания) в начале этого марта. В Эдмонтоне (Канада) градостроители тоже сталкиваются с аналогичным сопротивлением.

За считанные недели 15-минутный город подвергся кислотной ванне в социальных сетях, где концепцию заклеймили как «антиутопический ад».
Новаторская идея с корнями в античности говорит о жизни в более зеленой, здоровой и экономящей время городской среде с максимальной доступностью услуг, культурных и торговых функций, что сокращает выбросы углекислого газа от автомобильных поездок.

По мнению ее апологетов, если бы идея была реализована хотя бы частично, она бы обогатила городскую жизнь от центра до окраин.

Париж, столица 15-минутного городского мышления, уже убрал тысячи парковочных мест, построил новые велодорожки и пешеходизировал Елисейские поля. Анна Идальго, вновь переизбранная мэром города, называет это «вторым сезоном» шоу Ville du quart d'Hure.

При ближайшем рассмотрении у самой концепции есть свои проблемы, однако не они вывели людей из себя. В Оксфорде предложение мониторить трафик для сокращения заторов с помощью цифровых технологий люди сочли инструментом слежки, что и вызвало раздражение в соцсетях и на улицах.

Идее приписывали многослойные теории заговора, нацеленную на ограничение свобод и неприкосновенность частной жизни. По мнению консерватора Ника Флетчера из британского парламента, 15-минутный город – это глобальный курс социалистов.
На самом деле, конечно, эта концепция про другое. Чтобы понять ее, достаточно посмотреть себе под ноги – у всех нас есть врожденное человеческое нежелание ходить по своим каждодневным делам дальше мили — или около 15 минут пути.

Если путь занимает больше времени, люди более склонны выбирать моторизованный транспорт. Вы можете пройти больше, но обычно короткими отрезками. Это и стало основой для 15-минутных городов. Суть в том, чтобы вы могли найти как можно больше для себя в этом радиусе 15 минут пешком или на велосипеде.

Что касается угрозы цифровой слежки, то она уже нависла над нами на улицах, остановках и пешеходных переходах, где собираются и агрегируются данные о пешеходных и транспортных потоках. Мы должны говорить о неприкосновенности частной жизни, но речи на митингах про «угрозу технологий распознавания лиц для тех, кто нарушит периметр 15-минутного города» не выдерживают критики.
Наши ежедневные передвижения – это тоже данные. Именно обезличенные мета-данные сотовых операторов в США были использованы для изучения 15-минутного поведения горожан. Исследование показало, что жители беднейших районов американских городов почти не выбираются из своих 15-минутных кварталах, тогда как жители более богатых районов совершают более длинные поездки на автомобилях.

Для того, чтобы разорвать эту связь между недостатком физических перемещений и социальной мобильностью, недостаточно иметь машину. Насыщение функциями, комфортная среда и перспективы роста требуются для каждого района. В Париже за пределами кольцевой дороги живет гораздо больше людей, чем внутри нее, и большинство из них почти не затрагивает политика 15-минутного города.

В 1950-х Роберт Мозес оправдывал свой план исполосовать Нью-Йорк огромными скоростными автомагистралями тем, что это «соединит горожан с новыми возможностями – пляжем, парком, процветанием». Нью-Йорку повезло, что протестующие спасли от бульдозеров Мозеса такие достопримечательности, как Вашингтон-сквер и Бруклин.

Но в рамках 15-минутной повестки важно, чтобы отчетливо звучала и идея о том, что город должен давать людям выбор, соединять районы и людей между собой. Важен баланс. Если мы можем худо-бедно удовлетворить все наши потребности, не покидая своего района, жизнь становится скучной (вспомните локдаун).

Оставаться на одном месте для многих сродни рецепту несчастья. Думать, что 15-минутный город станет для них выходом, будет ошибкой, так же как и говорить о том, что он может лишить нас свободы.

Изображения: Pexels